Святые иконы пришли на Русь вместе с принятием христианства в X веке. Поэтому все ужасные потрясения, связанные с иконоборческой ересью, закончившиеся столетием раньше, не коснулись Руси. Иконы всегда были святы, любимы, благоговейно хранимы…

В русской церкви существует более семисот чтимых икон Божией Матери. Истории многих из них полны тайн и чудес. Феодоровская икона – не исключение.

Таинство явления

Православная икона – это целый мир: «умозрение в красках», по меткому выражению Евгения Трубецкого, «окно в вечность», по образной мысли о. Павла Флоренского. Разгадать и понять этот мир пытались многие философы, богословы, историки искусства.

Но рядом с этим профессиональным, научно-познавательным взглядом издавна существовало и народное отношение к иконе как к живому существу со своей судьбой, даже со своим характером, главное же – обладающему сверхъестественной силой, способной помочь, защитить и направить на путь истинный.

Феодоровская икона Божией Матери – один из древнейших образов, известных в нашем Отечестве. Первые упоминания о ней относятся к XII веку. По преданию, эта икона находилась в старинном приволжском городе Городце и была его главной святыней. Но исчезла, может быть, погибла во время монголо-татарского нашествия, а вновь была явлена в Костроме.

В «Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы» сообщается, что нашёл её на ветвях дерева во время охоты князь Василий Ярославич Костромской. А вот почему эта икона стала именоваться Феодоровской, никто точно не знает. Наиболее вероятное объяснение связано с её судьбой, ведь после своего второго обретения икона была помещена в костромскую церковь святого Феодора Стратилата.

Известно также, что в 1239 году этой иконой благословили на брак с полоцкой княжной Александрой старшего брата Василия – князя Александра Невского, будущего великого героя и святого. Потому и появился на оборотной стороне иконы образ святой Параскевы Пятницы, покровительницы супружества. И сама икона Феодоровской Божией Матери с тех пор тоже стала считаться охранительницей семьи и брака, а также защитницей Костромы: не раз за те столетия, когда хранилась икона в Успенском соборе на возвышенном волжском берегу, к помощи её прибегали при нападении врагов, и она спасала. В пожарах и стихийных бедствиях икона оставалась невредимой. И, взирая на пречистый образ, даже отчаявшиеся находили в себе силы начать жизнь заново. Так было и на заре XVII века, во время Смуты.

Родовая святыня

Удивительным образом Феодоровская икона оказалась связана с династией Романовых.

21 февраля (по старому стилю) 1613 года Великим земским собором был избран на царство Михаил Фёдорович Романов. Окончилась страшная смута на Руси. Как писал историк А. Нечволодов: «Собор единодушно избрал своим «солнцем праведным, светилом русским» не кого-либо из сильных и мудрых мира сего, подыскивавших себе царства, а неизвестно где находившегося в то время шестнадцатилетнего Михаила Романова, который был всем дорог как свойственник угасшего царского рода, как внучатый племянник незабвенной царицы Анастасии Романовны и как представитель славного боярского рода, давшего верных слуг Московскому государству».

Современники засвидетельствовали, что сам юный избранник не только не стремился занять пустующий престол, но всячески отказывался от него и даже плакал, умоляя избавить его от «чаши сея». Не соглашалась отдать сына на царское служение и его мать, инокиня Марфа. Эта волевая и умная женщина пережила немало в своей жизни: она была насильственно пострижена в монашество, так же как и её муж, боярин Фёдор Романов, которого Борис Годунов считал главным соперником в борьбе за власть; от шестерых детей у неё остались живы только двое – дочь и сын, смиренный и испуганный отрок, чья жизнь за эти годы и так постоянно подвергалась опасности.

Наталья Вознесенская

Продолжение читайте в майском номере (№3, 2013) журнала «Тайны и преступления»

Похожие статьи:

Теги: , ,