Современное состояние самого загадочного произведения Леонардо да Винчи таково, что сотрудники Лувра объявили: шедевр больше не будут отдавать на выставки за пределами Франции. На картине образовались трещины, а одна из них остановилась в считанных миллиметрах над головой «Моны Лизы», отмечают специалисты.

Сколько еще «проживёт» Лиза Герардини да Винчи? Сказать трудно, но взгляд её на картине светлеет, а в выражении лица всё больше проявляется утончённая радость. Время лечит и стирает следы тяжёлой утраты того, к кому Джоконда была так сильно привязана. Мона Лиза продолжает жить своею жизнью, но и она не вечна, ведь время не только лечит, но и старит…


Судьбы скрещенья

Лиза дель Джокондо, благодаря своему портрету более известная нам как Джоконда или Мона Лиза, была типичной флорентийкой. Она родилась 15 июня 1479 года. Её назвали в честь бабушки по отцовской линии. Постепенно семья Герардини обросла детьми: у Лизы появились три брата и три сестры.

Герардини жили в столице Флорентийской республики, во главе которой стоял род Медичи. Изгнание Медичи из Флоренции в 1494 году сказалось на судьбе юной Лизы: она к тому времени состояла в любовной связи с Джулиано ди Лоренцо де Медичи, сыном Лоренцо Великолепного. Поговаривали даже, что Лиза была от него беременна. Чтобы выйти из пикантной ситуации, родные нашли для Лизы жениха и посодействовали скорейшему заключению брака с дважды овдовевшим к тому дню Франческо ди Бартоломео ди Дзаноби дель Джокондо, торговцем шелками и одеждой.

Так, в возрасте 15 лет, 5 марта 1495 года, Лиза вступила в брак с 30-летним Франческо. Приданое Лизы было очень скромным и составило лишь 170 золотых флоринов, плюс небольшая ферма Сан-Сильвестро. Её муж, обладая деловой хваткой, не только поддерживал достойный уровень жизни Лизы, но и преумножал своё состояние. За довольно продолжительную совместную жизнь с Франческо Лиза Герардини родила пятерых продолжателей рода дель Джокондо.

В 1538 году Франческо дель Джокондо умер от чумы. Вдовствующая Лиза прожила после него четыре года на попечении старшего сына Пьеро.

Дочь Лизы Мариетта под именем сестры Людовики с 1521 года пребывала в католическом монастыре Святой Орсолы не по доброй воле. Все её попытки оставить монастырскую жизнь закончились неудачей: мать Лиза на протяжении жизни в браке имела столь прочные отношения с монастырём, что за сестрой Людовикой приглядывали там очень хорошо. Пробьёт час, когда монахиня-дочь возьмёт в монастырь тяжелобольную мать, чтобы за нею ухаживать. Лиза скончается 15 июля 1542 года в монастыре Святой Орсолы, и прах её упокоится под полом здешней церкви. 12 мая 2011 года именно в этом месте были обнаружены исследователями человеческие останки, фрагменты которых затем признали совместимыми с особенностями Джоконды.

Портретное сходство

Спустя 31 год после смерти Леонардо да Винчи, в 1550 году, Джорджо Вазари, автор жизнеописаний итальянских художников, писал, что Леонардо работал над портретом Лизы дель Джокондо, но так и не закончил его.

«Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершённым. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.

Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, даёт возможность постичь это наилегчайшим образом, ибо в нём воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. Поэтому глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. Ресницы, сделанные наподобие того, как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже, и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединёнными алостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был.

Между прочим, Леонардо прибег к следующему приёму: так как Мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней весёлость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иной».

Запись Вазари содержит точное описание ресниц Лизы, но на картине да Винчи в наше время уже невозможно их рассмотреть, так же как и Лизины брови. Период работы над портретом определён Вазари в четыре года. Так ли это? Есть и упоминание о незаконченности портрета. Действительно, Леонардо да Винчи не всё заканчивал, что начинал, но не в этот раз! Портрет Лизы Герардини был завершён им и предстал таковым пред глазами её мужа, Франческо дель Джокондо… В этом нет сомнений, ведь достоверно известно, что портрет Лизы был хорошо известен в среде флорентийских ценителей искусства: они шли в мастерскую художника, чтоб увидеть его своими глазами.

Версия о соответствии общепринятого названия портрета личности Лизы Герардини подтвердилась окончательно в 2005 году. В поддержку свидетельств Вазари доктор Армин Шлетчер, работая над каталогом для выставки в университетской библиотеке Гейдельбергского университета (Германия), обнаружил на полях фолианта, владельцем которого был флорентийский чиновник Агостино Веспуччи, друг Леонардо да Винчи, латинскую запись: «Леонардо да Винчи… прорабатывает темы трёх картин, одна из них – рисунок головы Лизы дель Джокондо… 1503 год, октябрь».

Джоконда из Прадо

У портрета Леонардо да Винчи «Джоконда», хранящегося в Лувре, есть немало копий в разных музеях мира. Сотрудникам Лувра пришла отличная идея – организовать совместно с другими музеями мира выставку копий «Джоконды». Приглашение было отправлено и в Мадрид. Испанцы поддержали проект, решив перед отправкой во Францию свою копию отреставрировать.

В дворцовой коллекции испанских королей «Мона Лиза» хранилась много веков. Первое письменное упоминание о ней датировано 1666 годом. С 1819 года этот портрет находился в запасниках музея Прадо.

В 2012 году испанские реставраторы обнаружили, что представленная в Национальном музее Прадо копия легендарной «Джоконды» была написана в одно время с оригиналом в мастерской великого живописца одним из его учеников.

Во время реставрационных работ стало видно, что за слоями тёмной краски и лака скрыт пейзаж, который в точности повторяет живопись оригинальной работы. Тщательно исследуя картину, реставраторы установили, что её автор делал такие же исправления, как и сам Леонардо да Винчи на оригинале. Именно это дало право говорить о том, что копия писалась в одно время с оригиналом и, вероятнее всего, в одном помещении. По стилю, необычайно схожему с манерой письма Леонардо да Винчи, было сделано заключение, что работу выполнил любимый ученик мастера Франческо Мелци.

Испанская «Мона Лиза» позволяет лучше узнать работу Леонардо, так как копия находится в превосходном состоянии и на ней отчётливо видны некоторые детали, потерявшие первоначальный цвет в портрете работы да Винчи. Хорошо видно, что фоновый пейзаж обладает более сочными тонами, иного цвета платье Лизы Герардини. Просматриваются слева и справа колонны террасы, обрезанные на портрете Леонардо, видна во всей красе длинная дымчатая вуаль Лизы. В лучшей из копий портрета Джоконда предстает не только с ресницами, но и с бровями!

Достойный ученик

Ученик да Винчи Франческо Мелци родился в Милане в 1491 году. В 1506 году поступил в мастерскую Леонардо ла Винчи и впоследствии стал его любимейшим учеником. Их связала глубочайшая дружба. Он сопровождал Леонардо в путешествии в Рим в 1513 году и, далее, во Францию в мае 1517 года.

Леонардо гордился мастерством Франческо и вместе с ним создал несколько полотен. Некоторые работы, приписывавшиеся ранее Леонардо, сейчас признаны работами Мелци, например, «Коломбина, или Флора» из Эрмитажа (Санкт-Петербург).

23 апреля 1519 года в замке Кло-Люсе Леонардо да Винчи назвал Мелци в своём завещании наследником. После смерти учителя он унаследовал рисунки, художественные и научные манускрипты Леонардо, сохранив их до конца своей жизни. Джорджо Вазари в 1568 году также пишет, что у Франческо «есть дорогие реликвии вместе с портретом «Джоконды» Леонардо». Вазари, скорее всего, говорит о копии «Джоконды», выполненной Мелци: ведь в ней почти нет отличий от оригинала.

Леонардо умер 2 мая 1519 года на глазах у Франческо Мелци. Если Франческо от великого горя мог безутешно рыдать, то «Джоконда» пережила уход мастера молча, но взгляд её переменился и с того дня стал свидетельствовать о большой жизненной утрате самого близкого ей человека.

Три лучшие картины Леонардо да Винчи – «Джоконда», «Иоанн Креститель» и «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» остались у Франциска I. Судьба подарила Джоконде мировую славу и очень длинную жизнь…

Мелци умер приблизительно в 1570 году. Его старший сын Орацио уступил многое из полученного наследства тосканскому мастеру Помпео Леони, официальному скульптору короля Испании Филиппо II, в том числе и превосходную отцовскую «Джоконду».

Картина, рождённая долгом

14 апреля 1501 года Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию, где не бывал уже два десятка лет. Очевидно, ему было не так-то просто найти себе место в доме отца, заполненном сводными братьями и сёстрами, которых Леонардо даже не знал.

Сразу по возвращении во Флоренцию Леонардо приступил к работе над небольшой картиной для секретаря короля Франции, изображающей Мадонну с веретеном. В картине «Мадонна дей Фузи» ребенок хватает веретенную катушку, словно это крест. Меня заинтересовали в этой работе год исполнения (1501) и… пейзаж. Уже близко то время, когда художник возьмётся за потрет Лизы Герардини и сюжетно повторит пейзаж «Мадонны дей Фузи»…

Нотариус Пьеро да Винчи, озабоченный финансовым состоянием сына, однажды в житейском разговоре со своим постоянным клиентом Франческо дель Джокондо посетовал: старший сын вернулся домой. Обладая выдающимся талантом, сын мог бы зарабатывать гораздо больше, чем имеет, но едва сводит концы с концами, многое начинает да не заканчивает, доводит до конца лишь заказы, кои редки.

Торговец шелками обдумывал услышанное несколько месяцев и, в конце концов, решился сделать предложение отцу Леонардо да Винчи, попросив того ходатайствовать об исполнении сыном заказа на портрет жены Лизы для их нового дома. Вознаграждение за работу торговец гарантировал значительное.

Шел 1503 год. Нотариус Пьеро передал сыну эту просьбу, но не был услышан художником. Леонардо категорически отказался от работы «на заказ», в раздражении воскликнув, что в таких доходах не имеет нужды. Старший и младший да Винчи поссорились. По мнению Леонардо, нотариус не был хорошим отцом и даже не был честным человеком, он был спекулянтом и сексуальным хищником. И потому Леонардо его презирал.

В октябре 1503 года художник всё же делает пробную прорисовку головы Лизы дель Джокондо и постепенно доводит рисунок до наброска портрета по пояс, но медлит и за заказ не берётся.

Нотариус Пьеро да Винчи умер 9 июля 1504 года. Это событие с большим волнением отметил его незаконнорожденный сын Леонардо: «…в семи часах умер сер Пьеро да Винчи, нотариус Паладжжё дель Подеста, мой отец, в 7 часов. Он был возраста лет восьмидесяти и оставил десять сыновей и двух дочек».

Вскоре художник узнал удручающую новость – по завещанию отца ему не причиталось ничего. Он счёл своим долгом судиться с братьями и сестрами, желая получить хоть что-то, но безрезультатно.

Ссора с отцом из-за заказа на портрет терзала Леонардо. Спустя два месяца после кончины нотариуса, Леонардо обратился к торговцу шелками дель Джокондо с подтверждением, что всё же берётся исполнить портрет Лизы. Заказчик не отказался, но предложил за работу гонорар меньше первоначального. Леонардо согласился, не желая быть «должным» своему отцу. Он даже взял задаток, обязывающий его выполнить обещанное, как бы ни препятствовала тому судьба.

Траурный мотив

К работе над портретом Лизы художник постоянно себя принуждал. Он не раздумывал долго над портретным фоном, сделав его в стиле «Мадонны дей Фузи». Всё, чего ему хотелось в то время, – поскорее избавиться от мук совести за отказ отцу.

На портрете Лиза Герардини предстаёт добродетельной хранительницей домашнего очага. Левая рука молодой женщины лежит на подлокотнике кресла, правая – сверху с опорой и на левую руку, и на подлокотник, это положение рук свидетельствовало о супружеской верности. Платье Лизы, украшенное сложной вышивкой, подтверждало высокий статус дель Джокондо.

Весной 1506 года Франческо дель Джокондо, увидев любимую супругу на портрете Леонардо в траурной вуали, был не на шутку напуган. Лиза – вдова? В его планы не входило умирать прежде жены. Он намеревался видеть в своём доме, за свои деньги совершенно иное, то, чем можно гордиться. Убрать с головы Лизы вуаль – не просьба, требование заказчика!

Безапелляционный тон торговца Леонардо воспринял как оскорбление, ибо под сомнение был поставлен не только его профессионализм, но и его чувство внутренней сущности модели. Леонардо уходил опустошённым, без слов прощания, бережно укутав портрет тканью. Обладая горячим характером и упрямством, художник знал, что не будет переделывать работу в угоду Франческо, что оставит всё так, как есть.

Оценил портрет Лизы Герардини по достоинству Джулиано II ди Лоренцо де Медичи. Нет, не забылась и не остыла ранняя любовь! Джулиано выкупил у Леонардо портрет Лизы Герардини и держал его при себе до 1515 года. В связи с вступлением в брак с Филибертой Савойской, чтоб у супруги не возникло ни ревности, ни лишних вопросов, ведь в те времена было принято украшать свои покои портретами любовниц бывших и настоящих, Джулиано не придумал ничего лучшего, как вернуть нарисованную Лизу мастеру Леонардо.

Так пути картины и Леонардо да Винчи вновь совпали. Отвергнутая вторично Лиза вернулась к своему создателю.

К слову, флорентийка Лиза Герардини пережила своего супруга Франческо дель Джокондо. Она пережила и свою первую любовь Джулиано II ди Лоренцо де Медичи, скоропостижно скончавшегося 17 марта 1516 года в возрасте 37 лет. Пережила и Леонардо да Винчи. Портретное видение художником Лизы Герардини оказалось пророческим – вдовья вуаль Моны Лизы на картине, стекающая с волос на плечи и руки, образует множество волн на коленях Джоконды, потом через её плечо скорбно падает за кресло, на пол. Тройная утрата… Трижды оплакивающая…

Пейзаж портрета

Итак, если портрет предназначался для нового дома Франческо дель Джокондо, допускаю, что Лиза несколько раз позировала художнику на террасе дома. Справа и слева виднеются массивные, тосканского мрамора колонны, каменный парапет также очень тяжёл. Несомненно, терраса располагалась на втором этаже.

Дом дель Джокондо стоит невдалеке от реки Арно, и можно предположить, что Леонардо задумал-таки украсить портрет затейливым натуралистично-фантазийным фоном, вписав реальный арочный мост над рекой Арно, к примеру, Понте Санта Тринита или Понте алла Каррайя в придуманный скальный пейзаж.

Итальянские исследователи склонны видеть на портрете «Моны Лизы» мост Буриано, расположенный у тосканского города Ареццо. Однако Буриано имеет большее количество арочных пролётов, чем мост Джоконды. И, как мне известно, ни флорентийка Лиза, ни её муж не имели к Ареццо никакого отношения. Нет, это не Буриано!

Но это и не фантазийный пейзаж. У Леонардо абсолютно всё имеет почву под ногами. Кроме того, в пейзаже да Винчи есть извилистая дорога, скалы, лесок, ещё одна река, несколько разноуровневых озёр…

Замечаю, что фоновый пейзаж портрета можно условно разделить горизонтально. Нижняя часть – там мост, дорога, невысокие горы, лесок, всё в сочных зеленовато-коричневых тонах и будто бы освещено солнцем. Верхняя часть пейзажа с обилием воды, скал, неба словно укутана дымкой голубовато-синих тонов, и солнечный свет там рассеянный, не способный согреть.

Знаю, многие исследователи делили пейзажный фон вертикалью на левую и правую половины, но никто из них не удосужился поделить его горизонталью.

Подсказка Леонардо

В «Мадонне дей Фузи», написанной мастером незадолго до «Джоконды», нахожу схожие фоновые детали – подёрнутые сине-голубой дымкой странные скалы, многоарочный мост над рекой, есть ближний пейзаж в желтовато-коричнево-зелёных тонах, есть и условная горизонталь деления на два мира.

В описании картины спотыкаюсь на незнакомом мне слове «i Calanchi». Каланки, как выяснилось, – это особенный ландшафт Тосканы, ставший таковым в результате эрозии твёрдых почв.

Мы направляемся на поиски каланок, прежде всего в места, хорошо знакомые Леонардо. Преодолев сотни километров в тосканской провинции, мы встретили то, что искали, в Коллегалли, потом в Балконэвизи, затем в призрачном Тоиано. Мы обнаружили каланочные овраги и горы высотой от 10 до 150 метров. И конечно же, мы добрались до них в Монтелупо и Пьянтравинье, чтобы не осталось сомнений: странный скальный пейзаж портрета – это каланки Тосканы.

Их затачивают ветра, особенно старается трамонтана, не уступает ей в силе и напоре как воздуха, так и воды бурраска. Разумеется, за пять с лишним веков каланки частично изменили свою форму, одни стёрлись, другие выросли, многие прикрылись лесом. Да, мы не знаем точное место, вдохновившее Леонардо да Винчи на несколько фоновых пейзажей, над ним потрудилось время. Но, без сомнений, на пейзажном фоне портрета Лизы не фантазия мастера, это оранжевато-серые скалы и обрывы тосканской земли.

В работах Леонардо да Винчи каланки олицетворяют… трудности, кои необходимо-таки преодолевать.

Итак, на портрете Джоконды нашлось место аллегории!

Франческо намеревался возвысить свою последнюю жену и подчеркнуть многие её добродетели. Потому-то первый план пейзажа, выполненный в сочных зеленовато-коричневых тонах, даёт представление о жизненном пути Лизы Герардини. Мизерное пространство до моста с края картины – Лизины детство и юность. Традиционный тосканский мост символизирует брак и переход из родительской семьи в тосканскую семью мужа. Один берег оставлен, идёт время жизни на другом берегу. Извилистая узкая дорога ведёт вперёд, олицетворяя будущее, близкое и далёкое. То тут, то там виднеются каланки. Мост – один, одно замужество, один муж, что бы ни говорили о связи в девичестве с Медичи. Мост удалён, неудивительно, пролетело уже десять лет семейной жизни. Дорога обрывается у большой воды. Обычно во снах так выглядит завершение земного пути…

Леония Берег,
искусствовед, писатель

Февраль 2017 года, Тоскана, Италия,
специально для журнала «Чудеса и приключения»
с благодарностью за помощь в исследованиях Джузеппе Пачини,
потомку великих живописцев Фра Филиппо и Филиппино Липпи

См. иллюстрации к публикации в журнале «Чудеса и приключения», №2/2017, стр. 60 — 68

Похожие статьи:

Теги: , , , ,