Бали славится яркими церемониями, сказочными пейзажами, дружелюбными аборигенами и своей уникальной атмосферой. Неудивительно, что это место стало популярным туристическим направлением. Но мало кто может себе представить, что на острове есть уголок, где некие бали-ага практикуют жуткий обычай...

Неман живёт в простеньком доме с крохотной спальней, где ютится его семья, с кухней, где жена готовит на газу, да террасой, ставшей ему мастерской. Балиец с пышными усами на круглом добродушном лице зарабатывает себе на рис деревянными черепашками. Он вырезает их прямо здесь, на террасе, с которой открывается прекрасный вид на величественный вулкан. Вершина Батура сейчас затянута облаками, на улице пасмурно, и капризный дождь то затихает, то возвращается с новой силой.  Неман сосредоточенно работает над очередным сувениром, сидя на кровати без матраца, которая завалена инструментами и опилками.  Самодельный ножик, на ручке которого грубо вырезано слово «NEVER», придаёт симпатичные очертания черепашке, которая умещается на ладони мастера. За один день он успевает сделать десяток таких. Их у него потом скупают торговцы по 10 000 рупий за штуку, чтобы перепродать в Убуде, где цена вырастет в 2–3 раза.

Легенда о дереве

– Давным-давно, во времена, когда на Яве су-ществовало царство Маджапахит, – начинает легенду Неман, не переставая работать над своей черепашкой, – раджа учуял благоухающие запахи, которые тянулись со стороны острова Бали. Тогда в нём проснулось любопытство, и он отправил своего человека на поиски источни-ка этих ароматов. Посланец проделал путь до деревни Трунян и нашёл гигантское дерево. Именно оно источало эти запахи. Тогда посланец сел подле дерева и занялся медитацией. Уходя же, он оставил в этом чудесном месте покойника. 

Логика посланца не совсем понятна. Поэтому стоит прояснить его мотивы. Дело в том, что он не хотел, чтобы раджа когда-нибудь сумел узнать о местоположении этого чудо-дерева. А покойник был нужен для того, чтобы заглушить ароматные запахи, которые тянулись до самой Явы.  Есть ещё вторая версия этой легенды, которая была рассказана мне школьным учителем, по имени Мадик. Начинается она теми же словами: «Давным-давно, когда на Яве существовало царство Маджапахит…» Так вот, в те времена всё то уникальное, что есть в мире, должно было быть преподнесено радже. Естественно, жители деревни Трунян не желали расставаться со своим чудесным деревом. Поэтому они стали укладывать покойников вокруг него, чтобы перебить благоухающий аромат. Только вот воздух вокруг почему-то приобрёл нейтральный запах. Нельзя было теперь почувствовать ни ароматов дерева, ни вони разлагающихся тел. Почему это произошло – остаётся загадкой, но что бы ни говорили нам легенды, покойников продолжают укладывать вокруг дерева по сей день. И это вовсе не байка, это местный обычай.

Старый чудак Нянглу

Немана, который живёт всего в нескольких километрах от Труняна, нельзя назвать коренным балийцем. Это же относится практически ко всему населению современного Бали. Многие предки нынешних балийцев прибыли с острова Ява в период упадка царства Маджапахит. Таким образом, им удалось избежать обращения в ислам и сохранить свою культуру здесь, на Бали. Коренные же балийцы называют себя бали-муло.  Сегодня немногочисленный народ живёт в нескольких деревнях, разбросанных по острову. Среди них – Трунян, зажатая между крутыми склонами горы Абанг на озере Батур. Вдоль берега здесь тянется аккуратная набережная, из-за домов выглядывает пура (индуистский храм), а на волнах в озере раскачиваются деревянные лодки и плавучие фермы, на которых разводят рыбу.

В самой же деревне как-то тесно, ведь все жилища стоят вплотную друг к другу. Некоторые из них построены из камня, другие из кирпича.  Это дома на современный лад, которые сохранили некоторые традиционные элементы, как, например, высокие треугольные крыши.  Эти крыши позволяют построить просторный чердак, который используют как амбар, где хранят собранный урожай. Сегодня крыши делают либо из асбеста, либо металлическими. Но раньше их застилали сухой травой, в то время как стены и пол жители строили из дерева. Используя эти материалы, дом можно было быстро восстановить после землетрясения и даже перенести на другое место, как утверждает учитель Мадик.  Трунянцы в большинстве своём крестьяне. Лук, чили, капуста, помидоры – вот основные овощи, которые они выращивают. Но свободной земли в деревне нет совсем. Поэтому часть полей находится за её пределами. Ну а почва везде в окрестностях очень плодородная – так положительно сказывается близость к вулкану. Сами аборигены не слишком дружелюбны и пользуются дурной славой. Поэтому я не сильно удивляюсь, когда они встречают меня прохладно – они не только не приветствуют меня (что совсем нехарактерно для Бали), но даже не улыбаются.

Продолжение читайте в декабрьском номере (№12, 2012) журнала «Чудеса и приключения»

Похожие статьи:

Теги: , , , ,