Владимир Дмитриев. Эскиз декорации к "Пиковой даме" П.И. ЧайковскогоЗаледеневший, продуваемый ветрами революционный Петроград, замёрзшие, оголодавшие жители некогда блестящей имперской столицы, тихо скользящие вдоль полутёмных улиц... Они спешили в театр, чтобы хоть на несколько часов забыть о тяготах совдеповского бытия и насладиться видением танцующих полупрозрачных фигур, кружащих, словно во сне, вокруг несравненной Спесивцевой. Измученным зрителям тогда казалось, что пока в Мариинском театре танцует эта роковая, загадочная, словно списанная с «Незнакомки» Блока красавица, ещё есть надежда, что город, а вместе с ним и вся Россия, возродится.

Неземное существо

Ольга Александровна Спесивцева родилась в 1895 году в Ростове-на-Дону. Отец, не слишком удачливый актёр, умер от туберкулёза, когда будущей приме-балерине было шесть. В наследство Ольге досталось слабое здоровье: в молодости она два раза серьёзно лечилась от туберкулёза. Оставшись одна, мать отдала двух своих дочерей и сына в Санкт-Петербургскую театральную школу. Типичная ситуация для дореволюционной России: одарённые дети из бедных семей поступали в прославленное заведение при Императорском театре, где их обучали, кормили, одевали за казённый счёт. Такова судьба Вацлава и Брониславы Нижинских, Анны Павловой, да и многих других.

Присущие школе спартанская обстановка, жёсткое расписание занятий, почти военная дисциплина во многом определяли характер учеников. Они с ранних лет привыкали к ощущению зависимости, психологической, ментальной, физической, свойственной придворным артистам.

Ольга Спесивцева. 1920-е ггС тех пор мало что изменилось. Однако жизненный путь тех, кто осознавал в себе признаки этой несвободы, был отмечен постоянным стремлением к любым формам бунта. Вспомним бунт Нижинского против своего наставника, покровителя и импресарио Сергея Дягилева. Конфликт в их отношениях был гениально отражён в балете «Петрушка» 1913 года, где Нижинский в роли главного героя обнажил сокровенные стороны собственной личности. Этот образ прочно слился с его первым исполнителем, надгробием для могилы Нижинского на парижском кладбище Монмартр стал бронзовый Петрушка.

Как известно, серьёзное душевное расстройство заставило Нижинского оставить сцену уже в 1917 году. За год до этого он успел станцевать с Ольгой Спесивцевой во время американских гастролей «BaLLetsrusses» Дягилева. Никто не знал, что ей суждено было стать второй гениальной сумасшедшей русского балета. Необъяснимые загадки её жизни остаются нераскрытыми до сих пор.

Поступив в театр в 1913 году, Спесивцева быстро стала одной из перспективных балерин, особенно после того, как ей начал покровительствовать Аким Волынский, балетоман, критик, историк искусства. Эстет, склонный к модному в эпоху fin de siecLe декадентскому, мистически-эмоциональному видению мира, с пафосом и надрывом писавший о Достоевском и Леонардо да Винчи, страстно увлёкся талантом и самим обликом юной танцовщицы. Необычная внешность Ольги, её красота, хрупкость и экспрессивность танца — всё это полностью отвечало женскому идеалу красоты начала ХХ века, главными чертами которого были глубокие чёрные глаза (Спесивцева была по крови донской казачкой), тёмные, низко убранные гладкие волосы, тонкий силуэт (она была так же стройна, как две другие конгениальные балерины русской дореволюционной сцены — Анна Павлова и Тамара Карсавина). Образ неземного, таинственного и болезненного существа, юной девушки, беззащитной, неприспособленной к грубой повседневности, Спесивцева сначала бессознательно, потом, с подачи Волынского, осознанно начала культивировать и на сцене, и в жизни.

Годы, проведённые в закрытой школе на безупречно прямой улице Зодчего Росси со строгими монастырскими порядками, делали многих артистов «неземными» в буквальном смысле слова — в обычной, бытовой жизни они порой становились удивительно беспомощными. Спесивцева всегда отличалась скрытностью.

Продолжение читайте в №4 (2012) журнала «Тайны и преступления».
Похожие статьи:

Теги: , , ,