Ритуал посвящения в масоны. XVIII векИсторию масонства принято вести с 1717 года — со времени возникновения в Великобритании «Великой ложи Англии». Хотя основные принципы масонства (вера в Высшее Начало, бессмертие души и др.) оставались неизменными, само движение постепенно разделилось на несколько систем (шотландскую, шведскую, французскую и т.д.).

Отвес, циркуль и мастерок

Масоны возводили своё название (Орден вольных каменщиков), структуру (ложи) и иерархические степени (ученик, подмастерье, мастер, высшие степени) то к мистическим орденам вроде ордена тамплиеров («Рыцарей Христа и храма Соломона»), основанного в XII веке во время первого крестового похода, то, как розенкрейцеры, к жившему, по преданию, в XIV веке Христиану Розенкрейцу, то к средневековым цехам (братствам) строителей-каменщиков, то к библейским временам — к Адонираму, строителю Соломонова храма. Отсюда и особая масонская символика: отвес — равенство, путь к совершенству; циркуль — мера и благоразумие, стремление к духовным высотам, мастерок – желание укреплять братские связи. Отсюда и особые обряды посвящения: кандидату завязывают глаза, частично раздевают в знак смирения, проводят через ритуальные испытания, требуют клятвы, надевают посвященному масонский фартук и т.д.

Первые известия о масонстве в России относятся к тридцатым годам XVIII века, а в 1741 г. английские масоны назначили генерала Кейта провинциальным великим мастером России. То, что масонством в России увлеклись после царствования Петра I, неудивительно: эпоха раскола, завершившаяся при Петре ликвидацией патриаршества и подчинением церкви Священному Синоду, ориентация на Запад, а вместе с тем и на новую, просветительскую философию -всё способствовало секуляризации общества и поиску новых духовных опор. Одной из таких опор стало масонство. Однако до начала шестидесятых годов число «братьев» в России было незначительно. Правда, среди них были не только иностранцы, но и фрондирующие аристократы. Например, существовала ложа сенатора Романа Илларионовича Воронцова, чья дочь Елизавета Романовна была фавориткой недолго, впрочем, царствовавшего императора Петра III. В эту ложу входили офицеры гвардейских полков, историки Щербатов и Болтин, известный поэт и драматург Александр Петрович Сумароков.

Честный человек Сумароков

А.Лосенко. Портрет А.П.СумароковаАлександр Петрович Сумароков (1717—1777) считал себя подлинным создателем новой русской литературы и действительно был им. Он написал 9 трагедий и 12 комедий и окончательно определил характер и формы русского классицизма.

Происходил Сумароков из старинного дворянского рода. С 1732 по 1740-й учился в только что созданном Сухопутном шляхетском кадетском корпусе. Первая трагедия его о любви Оснельды и Хорева появилась в 1747 г. и была поставлена здесь силами кадетов и офицеров. Сумароков был главой масонов, входивших в театральную труппу. Когда в 1756 г. решено было основать театр и из Ярославля в Петербург привезли актёров, в том числе Фёдора Волкова, то Сумарокова назначили директором.

Он жил театром и, конечно же, попал в паутину интриг внутри него — страстный и сумасбродный, сцепился с актёрами. К тому же не только сцена, но и поэзия, журналистика увлекли Александра Петровича. Неудивительно, что в 1761 г. он был отстранён от должности директора театра и с этого времени занимался лишь литературой, воюя-полемизируя с Тредиаковским, Ломоносовым, Эминым, Лукиным. Сочинял стихи, пьесы, оперы, балеты, эпиграммы на врагов. Жаловался императрице на московского главнокомандующего Салтыкова из-за того, что тот против его воли разрешил ненавистному содержателю московского театра Бельмонти поставить его трагедию «Синав и Трувор».

«Мои трагедии, — негодовал Сумароков, — моя собственность… Я уважаю фельдмаршала как знаменитого градоначальника древней столицы, а не как властелина моей музы; она не зависит от него. По чреде, им занимаемой, я его почитаю; но на поприще поэзии я ставлю себя выше его». Императрица в ответ посоветовала драматургу избегать впредь подобных прений и сохранять спокойствие души. «Мне всегда приятнее будет видеть представление страстей в ваших драмах, нежели в ваших письмах», — ответила ему Екатерина. Александр Петрович расстроился и запил.

Но ещё до этого Сумароков испортил свою репутацию в глазах «света». Полюбив крепостную девушку, он оставил прежнюю семью и узаконил свою связь браком, чем вызвал негодование в обществе. Всего же женат был трижды. Но был ли счастлив? Из четырёх сыновей один умер в молодости; трое других утонули, причём двое — когда пытались спасти брата. «Враги смеялись над Александром Петровичем, дирекция театра отказывала ему в праве иметь бесплатное место на представлениях его пьес, сочинения его перепечатывались с целью искажения. Богач Демидов преследовал его по долговому обязательству». Всё его имущество было продано за долги. Вызывало неудовольствие двора и то, что он примыкал к кружку графа масона Никиты Панина, воспитателя наследника Павла Петровича.

Продолжение читайте в №2 (2012) журнала «Тайны и преступления».

Читайте также продолжение о масонах:

Елена Иванова. 2. Посвященные (№3, 2012)

Елена Иванова. 3. Посвященные (№4, 2012)

Елена Иванова. 4. Посвященные (№5, 2012)

Елена Иванова. 5. Посвященные. Заговоры и реформы (№6, 2012)

Похожие статьи:

Теги: , , , , , ,