Якоб БёмеВ 1779 году благодаря куратору Московского университета поэту Михаилу Хераскову Николай Новиков получил в аренду университетскую типографию. Это позволило ему в ближайшее десятилетие, вплоть до 1789 года, широко развернуть выпуск необходимой русским масонам литературы. Особое внимание уделяли они книгам мистического содержания.

Сапожник из Гёрлица

В 1575 году в Германии в простой крестьянской семье родился мальчик. Назвали его Якобом. Сначала Якоб был пастухом, потом родители отдали его подмастерьем к сапожнику. С этого времени Якоб Бёме стал зарабатывать на жизнь сапожным ремеслом и, вероятно, никогда бы не вошёл в историю, если бы в 1600 году его не поразило странное явление: в оловянном сосуде он увидел необыкновенно яркое отражение солнечных лучей и почувствовал, что ему внезапно открылся таинственный смысл бытия.

Надо сказать, что Бёме с детства был склонен к разного рода видениям. Однажды мальчиком он нашёл на вершине горы пещеру, а в ней кувшин с золотыми монетами, но, позвав на помощь товарищей, не смог обнаружить ни пещеры, ни таинственного кувшина. Позже, когда он был подмастерьем, хозяин выгнал его прочь именно за рассуждения на мистические темы — ему нужен был работник, а не доморощенный пророк.

В 1610 году странное ощущение внутреннего озарения вновь повторилось. Тогда Бёме решил написать книгу, хотя всё его образование сводилось к занятиям в деревенской школе. Так родилось его знаменитое сочинение «Аврора, или Утренняя заря в восхождении» (1612). Затем последовали и другие сочинения: «О троякой жизни человека» (1619—1620), «Путь ко Христу: об истинном покаянии» (1622), «О сверхчувственной жизни» (1622), «Великая тайна, или Изъяснение первой книги Моисея» (1623).

Бёме писал сложным, необычным языком, в котором было много неологизмов и многозначных символов. Он учил, что мир сотворён Богом при участии семи духовно-материальных начал. Отпадение Люцифера породило пространство и время, что нарушило единство мира, подменило вечное временным. Но как без света мы не видим предметов, так и божественное начало, «добро», нуждается в своём фоне, во «зле», в тёмном и хаотическом «ничто». Задача человека — восстановить вечное начало, водворить на земле рай, уничтоженный грехопадением Адама. Бёме представляет Бога как единство «Да» и «Нет», «Любви» и «Гнева», идею — как прекрасную небесную Деву, а человека как отражение и воплощение всего космоса: «Небо, земля, звёзды и элементы — всё в человеке, даже Троица Божественности, и нельзя назвать ничего, что не было бы в человеке».

Рукописные копии «Авроры» и других сочинений Бёме быстро стали расходиться по Германии, но новое учение об искуплении первородного греха доставило немало неприятностей и его творцу, и его сторонникам. Самого Бёме объявили еретиком и попытались изгнать из города Гёрлица, где он жил с семьёй. Изгнать Бёме не удалось, но местный пастор не давал ему покоя вплоть до кончины. Но и умирая, Бёме с полной убеждённостью произнёс: «Теперь я отправляюсь в рай». Его противники, в отличие от самого сапожника-мистика, не были в этом уверены. После смерти философа, случившейся в ноябре 1624 года, крест на могиле Бёме был уничтожен. Преследовали и его последователей.

Продолжение читайте в №4 (2012) журнала «Тайны и преступления».

Читайте также другие части о масонах:

Елена Иванова. Посвященные (№2, 2012)

Елена Иванова. 2. Посвященные (№3, 2012)

Елена Иванова. 4. Посвященные (№5, 2012)

Елена Иванова. 5. Посвященные. Заговоры и реформы (№6, 2012)

Похожие статьи:

Теги: , , ,