Французская революция и её последствия для дамской моды

Взятие Бастилии 14 июля 1789 г. Художник Жан-Пьер Уэль

Современники считали, что женщины перед революцией были одеты лучше, чем когда-либо. После гипертрофированных силуэтов эпохи рококо линии обрели гармонию и красоту, огромные причёски и парики, были заменены на слегка взбитые волосы. Главная женщина Франции – королева Мария-Антуанетта, устав наконец резвиться, уединилась на своей игрушечной ферме в Малом Трианоне и носила простое светлое платье-шемиз (от фр. chemise – сорочка).

Однако противоречия в обществе только нарастали. Представители третьего сословия отправились штурмовать оплот монархии...

Браслет из камней Бастилии

Бастилия пала, но затем последовали несколько лет террора, голода и неустроенности. Женственность оказалась не в чести. Дамы убивали и умирали на плахе наравне с мужчинами.

В штурме Бастилии участвовала женщина, костюм которой стал униформой пламенных революционерок и вехой в истории костюма. Теруань де Мерикур была женским идолом революции – в укороченной юбке и шнурованных башмаках, с пистолетами за импровизированным поясом из повязанного на талии шарфа и в широкополой шляпе поверх распущенных волос.

В начале революции женская мода стала проще и функциональнее – лиф платья теперь аскетичен и совсем лишился отделки, юбку носили без всякого каркаса и подушечек. Цвета костюма впервые в истории оказались выбраны нацией, а не аристократическим домом: синий и красный из парижского герба были разбавлены белым цветом, первоначально символизировавшим примирение с королем после взятия Бастилии. Мужчины носили полосатые чулки, красные фригийские колпаки и трёхцветные кокарды. Женщины добавляли национальные цвета не так топорно – полосатой стала отделка платьев и косынок, синий редингот (от англ. riding coat – костюм для верховой езды) с красным кантом перекочевал в женскую моду из мужской. Иногда весь образ был построен на революционном сочетании красок. К примеру, синяя юбка и красный жакет поверх белой нижней блузы. После падения Бастилии стали популярны украшения с камнями из разрушенной крепости-тюрьмы, которые патриотически настроенные модницы оправляли в кольца, броши и браслеты.

От пудреных париков, конечно, отказались – муки в стране и так не хватало. Когда на нужды разросшейся армии были реквизированы все сапожные мастерские, простые граждане стали носить деревянные сабо. Блокада Франции парализовала местную промышленность, и производство предметов роскоши, в том числе шёлка, прекратилось. Даже обеспеченные слои населения были вынуждены перейти на простые хлопчатобумажные и льняные ткани из местечка Жуи неподалёку от Версаля.

Шарлотта Корде

Вязальщицы Робеспьера

Революционный пыл масс ещё не исчерпал себя до конца, и парижскую резиденцию короля взяли штурмом санкюлоты (от фр. sans-culottes – без кюлот) – горожане, отвергнувшие вместе с аристократией и главные части её одежды – шёлковые чулки и короткие штаны-кюлоты.

Королевскую чету за измену стране казнили; победу одержали радикально настроенные якобинцы, последовали репрессии, террор и убийства.

Молодая дворянка Шарлотта Корде близко к сердцу приняла поражение жирондистов, соперников якобинцев в Конвенте, и ножом заколола одного из якобинских лидеров – Марата. А в истории моды остался чепец, названный в её честь. Шарлотта закончила жизнь на гильотине, но чепец обрёл популярность в среде молодых роялисток – и это при том, что она до казни Людовика XVI была пламенной сторонницей республики.

Новые времена не пощадили и героиню взятия Бастилии. Теруань де Мерикур к тому моменту успела побывать в плену у австрийцев и вновь вернуться в Париж. Она открыто выступала против террора и убийств, за что и поплатилась: группа поддерживающих якобинцев женщин, называемых «вязальщицами Робеспьера», прямо на улице раздела её донага и жестоко высекла. После этого Теруань уже не оправилась и провела оставшиеся двадцать лет в психиатрической клинике.

По иронии судьбы эти женщины предместий, не расстающиеся со спицами и пряжей, переняли свой костюм именно от неё. Они носили простые жакеты, красно-бело-синие кокарды и те же укороченные юбки, предпочитая полосатую ткань цветов национального флага. Оставшиеся на свободе аристократки в этот период предпочитали не привлекать к себе внимание и одеваться в той же народной манере.

Портрет госпожи Тальен.
Художник Франсуа Жерар. 1804 г.

К античному идеалу

В этот же момент на революционную сцену выходит женщина, которая в дальнейшем будет задавать тон в мире моды. Позже ставшая мадам Тальен, Тереза в начале революции получила развод у своего эмигрировавшего мужа, а затем была арестована как жена аристократа, бежавшего от народного гнева.

В тюрьме она не только нашла себе нового супруга, комиссара Конвента Тальена, но и завела дружбу с будущей императрицей Жозефиной Богарне. Ожидая казни, Тереза отправила своему возлюбленному знаменитую записку: «Я умираю оттого, что принадлежу трусу». Не без участия пристыженного Тальена якобинская диктатура пала, а Тереза, ныне мадам Тальен, вышла на свободу, чтобы организовать новый диктат, на этот раз модный.

Высший парижский свет оттаивал после тягот революции и террора. Новая буржуазия жаждала роскоши, в которой долго себе отказывала. Французское производство восстанавливалось, и светские гостиные новой элиты заполняла мебель классического стиля – дерево ценных пород, бронза, золото. Позднее, с приходом к власти Наполеона, стиль окончательно оформится в грандиозный ампир.

Изменилось и представление о гармонии женского тела – красивыми стали считаться мягко задрапированные естественные линии, не искажённые корсетом или каркасом из ивовых прутьев. Дамы стремились походить на античные статуи, закутанные в струящиеся платья и шали. Ради сохранения природного силуэта модницы отказывались от нижних рубашек. Женщины в лёгких платьях составляли невероятный контраст с тяжеловесной обстановкой интерьеров и выглядели в них ещё более хрупкими.

Из полупрозрачных лёгких тканей – муслина, газа, перкали, батиста – шили цельнокроеные туалеты преимущественно светлых тонов с поясом, проходящим под грудью. В моде были глубокое декольте и короткие рукава, что заставляло дам мёрзнуть даже в не слишком суровом французском климате.

Марина Устинова

Продолжение читайте в мартовском номере (№03, 2014) журнала «Чудеса и приключения»

Похожие статьи:

Теги: , , , ,