Кто прочтёт пособие по вечной молодости?

Перед антикваром стоял старинный сундук. Опытный букинист и не ведал, что сейчас откроет ящик Пандоры. В его руках оказался уникальный манускрипт, тайну которого тщетно пытаются разгадать уже не одно столетие.

Уилфрид Войнич, библиофил и муж знаменитой романистки, написавшей «Овод», в 1912 году приехал из Нью-Йорка в Италию за раритетами. Проведал, что на вилле близ Рима тайно распродаётся редкая коллекция иезуитского колледжа. Так в одном из сундуков обнаружилось наследие известного учёного XVII века Атанасиуса Кирхера. Среди прочего Уилфрид откопал тут древний том, называемый с тех пор «манускриптом Войнича».

Первый современный владелец этой рукописной загадки, он посвятил её расшифровке всю свою жизнь, но не преуспел. С тех пор она неизменно притягивает к себе внимание учёных. Но безуспешно бьются над ней историки, лингвисты, криптографы. Одна за другой отвергаются версии об авторстве, времени создания и языке, на котором написана книга.

Учебник по физиологии или сборник ядов?

Стоит только открыть её, и сразу возникает вопрос: какой области знаний посвящены почти двести страниц, заполненных непонятным текстом, схемами, рисунками, чертежами?

Именно иллюстрации породили первую волну догадок. Рисунки позволяют разделить книгу на несколько самостоятельных разделов.

Пола Занд, сотрудница библиотеки, много лет посвятившая изучению манускрипта, считает, что это пособие по ботанике и медицине. Ведь на многих рисунках изображены растения, да ещё схематически представлены их части – корни, листья и цветы. Именно это, по её мнению, свидетельствует, что перед нами травник, пришедший из глубины веков.

Занд уверена, что книга содержит сведения о том, как искать, готовить и применять лекарственные препараты из трав. И, кажется, рисунки с изображением зодиака, воды и купающихся женщин только подтверждают это: древняя медицина неразрывно связана с астрологией, и успех лечения зависел от того, насколько верно по звёздам определён характер лечения, его начало и окончание.

По мнению Полы Занд, в манускрипте зашифрованы уникальные рецепты – ноу-хау своего времени. Они держались в тайне не только от коллег-конкурентов, но и от инквизиции, которая подозревала успешных целителей в связях с тёмными силами. Автор гипотезы предполагает, что книга содержит уникальные способы сохранить здоровье. А что, если и рецепт вечной молодости?

Другое дело, что аналогов большинства растений из манускрипта Войнича не существует в природе. Поэтому значительная часть исследователей считает более убедительной гипотезу о том, что это философские или религиозные метафоры.

Близко к выводам Занд и мнение, что изображённые растения реально существуют, а в книге – секретные тексты тамплиеров о медицине. Ещё более радикальная идея – считать её пособием по изготовлению и применению ядов. В течение долгих веков яд был важнейшим аргументом в борьбе за власть, а самоубийство с его помощью почиталось за доблесть.

Владелец тайного знания

Не прояснён и вопрос об авторе. В 20-х годах ХХ века Войнич, фотографируя страницы, обнаружил на титульном листе полустёртую подпись: «Jakobj a Tepenece». Он истолковал её как «Якоб Хорчицкий из Тепенца» – был такой знаток целебных трав, лекарь короля Богемии Рудольфа II и смотритель его ботанического сада.

Хорчицкий пользовался славой целителя, владевшего тайным знанием. Чешский же император страдал меланхолией и депрессией, увлекался алхимией и оккультизмом, не жалел средств на пополнение своей библиотеки и коллекции магических предметов.

Слава Якоба-алхимика давала Рудольфу II надежду на исцеление, и он пригласил его в Прагу. Прибыв ко двору, Хорчицкий настолько успешно лечил императора спиртовыми травяными настойками, что вскоре, в 1607 году, был пожалован во дворянство и получил должность придворного винокура.

Когда Рудольф II скончался, в погашение долга Якобу Хорчицкому, возможно, была передана дорогая книга из императорской библиотеки, названная впоследствии «манускриптом Войнича». И историки сомневаются, что автограф Якоба на ней может служить хоть каким-то подтверждением его авторства. Во-первых, такой же стоит на прочих книгах из библиотеки Хорчицкого. Но главное, что вместе с манускриптом сохранилось письмо с указанием другого автора.

Шифровка научных прозрений...

В 1665 году ректор пражского Карлова университета врач Иоганн Маркус Марци написал письмо своему римскому другу Атанасиусу Кирхеру, учёному-энциклопедисту, знатоку древних языков. В письме Марци просит его перевести непонятный текст, справиться с которым под силу, вероятно, только Кирхеру. Марци указывает, что книга принадлежала королю династии Габсбургов Рудольфу II, заплатившему за неё 600 дукатов (около двух килограммов золота). Из письма следует, что сам император считал автором книги Роджера Бэкона.

Бэкон (ок.1214–1292) вполне подходит на роль автора таинственного писания. Блестяще образованный человек, преподаватель университета, францисканский монах, свободолюбивый философ и естествоиспытатель, он занимался физикой, теологией, древностями, лингвистикой, математикой. Имел степень доктора философии и почётный титул doctor mirabilis, что означает «эрудит», «удивительный доктор».

Блестящая карьера Бэкона чуть не рухнула изза подозрений в чёрной магии и отступничестве от веры; ему запретили читать лекции и отправили под надзор в монастырь. Впоследствии, однако, вернули в университет, но вольнодумцу ещё не раз грозили отлучением и от науки, и от церкви.

Научные прозрения Бэкона были поразительны: он конструировал приборы и механизмы, предсказывал огромное будущее математике, анализировал процесс познания, интересовался оптикой и, что особенно важно, работал с увеличительными линзами

Ему принадлежат провидческие догадки о создании таких устройств, как телескоп, безопорный мост, самодвижущиеся повозки, летательные и подводные аппараты. Так вот, Бэкон активно занимался астрологией и алхимией, считая, что они могут принести огромную пользу медицине. Глубоко проникая в скрытый мир природы и её явлений, учёный имел все основания опасаться нападок церкви. Он действительно мог зашифровать свои исследования.

В пользу его авторства говорит и то, что многие иллюстрации содержат элементы, не видимые глазу. Однако линзы, которыми он пользовался, всё же не могли дать ему возможность изобразить столь мелкие детали. А самые ранние микроскопы появились лишь в конце XVI века.

…или фальшивка для короля?

Рисунки манускрипта породили ещё одну фантастическую версию: не был ли его автором юный Леонардо да Винчи? Исследовательница Эдит Шервуд считает, что, в отличие от мастерски выписанных сложных схем и частей растений, фигуры женщин выглядят очень наивно, будто бы они нарисованы детской рукой. И этой рукой была рука Леонардо, с детских лет владевшего пером и кистью.

В картине зодиака с символом Овна в центре и в окружении пятнадцати обнажённых женщин Шервуд видит символическое изображение даты рождения Леонардо да Винчи. Однако её догадка хоть и любопытна, но слабо аргументирована и носит чисто гипотетический характер.

Много раз звучало, что эта книга – подделка, мистификация. Английский профессор Г. Рогг предположил, что к её написанию могли приложить руку Эдвард Келли и Джон Ди – одиозные фигуры английского оккультизма XVI века.

Келли – мистик, медиум, алхимик, авантюрист – был вполне образованным человеком. Он претендовал на добычу золота из неблагородных металлов, знание языка ангелов и способность вызывать духов с помощью кристаллического шара. Спиритические встречи, на которых Келли общался на ангельском языке, записывались математиком Джоном Ди.

Совместные спиритические сеансы, к которым, вероятно, охладел Келли, прервались самым прозаическим образом: ангелы передали Джону Ди, что они с Келли должны поменяться жёнами. Сеансы прекратились. Алхимия (в частности, изготовление золота) сулила больший успех, чем разговоры на неземном языке. Келли заявлял, что владеет секретом добычи золота и располагает для этого специальной аппаратурой, периодически демонстрируя маленькие слитки добытого им благородного металла.

При дворе Рудольфа II он был как нельзя кстати. Характер Келли вполне располагал к тому, чтобы в погоне за деньгами сочинить якобы экзотическую древнюю книгу и легко продать её за большие деньги доверчивому и склонному к мистике Рудольфу. Возможно, Келли действительно мог обмануть императора, но обвинения ничем не обоснованы, о чём свидетельствуют факты последних исследований манускрипта.

Послание без ключа

Современные учёные точно знают: написать 200-страничный текст на пергаменте, не сделав ни одной помарки, очень сложно

170 тысяч знаков расположены в порядке, который свидетельствует об осмысленности языка. Чтобы написать и проиллюстрировать данный текст, требовались годы кропотливого труда. Сам пергамент высокого качества, а краски, которыми сделаны рисунки, изготовлены из дорогих минеральных пигментов. Стоит ли тратить годы на столь титанический труд ради создания всего лишь бессмысленной головоломки? Этим вопросом задавались учёные, специализирующиеся на изучении и расшифровке мёртвых и древних языков.

Криптографы не раз пытались рассматривать манускрипт как зашифрованное послание, к которому можно подобрать ключ. Однако ни один известный древний шифр оказался неприменим. Был проведён частотный анализ, использованы компьютерные методы дешифровки – всё впустую.

Осталось одно: в манускрипте использовался не шифр, а неизвестный язык. Но идентифицировать его пока не удалось. Поразительно, что ни один из шести тысяч известных современных языков и диалектов не обнаруживает связи с языком манускрипта.

Отдельные буквы встречаются примерно с такой же частотой, как и согласные в европейских языках. Есть буквы, которые повторяются в середине слова, есть значки, встречающиеся всего один-два раза на двух сотнях страниц.

Сам текст писался в течение долгого времени, но аккуратно и с ощущением того, что писец понимал смысл написанного. Это говорит о том, что книга содержит тайную информацию, скрытую до времени от современников, а потом забытую в веках.

Молчание страниц

Книга остаётся собранием загадок, но на одну из них получен достоверный ответ. Речь идёт о дате её написания. Г. Ходженс из Аризонского университета исследовал образцы материала книги с помощью радиоуглеродного анализа. Чернила и пергамент примерно одного возраста, а время изготовления книги – между 1404 и 1438 годами. Ни один из гипотетических авторов не вписывается в эти рамки.

Значит, увлекательный поиск ответов на множество вопросов продолжается. Кто, зачем и на каком языке создал загадочную книгу? Какие знания скрыты за словами, написанными на неизвестном алфавите и снабжёнными непонятными рисунками? Что вообще можно отыскать в книге, которая упорно молчит уже более пяти сотен лет? И это далеко не единственная тайна, остающаяся в наследство следующим поколениям.

В 1961 году, после смерти Войнича, его вдова Этель Лилиан продала манускрипт книготорговцу Хэнсу Краусу, который в 1969 году подарил его Йельскому университету.

Ирина Давыдова

Похожие статьи:

Теги: , , ,