Невозможно перечислить все травы и цветы, что чудесными сказочно-узорчатыми коврами покрывают луга, лесные опушки, поймы и склоны холмов. Но человек не только живёт среди растений и любуется ими, он активно использует их.

У каждого цветка и травинки свой нрав, но лишь немногие могут понимать их язык. Знатоков, тех, кто каждой травке, цветку, плоду может найти применение, называют травоведами, травознаями, травниками.

«Трава травой», – охарактеризует иной едок пресную, неаппетитную еду. Для кулинара-травника подобное сравнение может прозвучать по меньшей мере обидно. Ведь он знает десятки вкусных и сытных блюд, которые можно приготовить из диких трав. И если скептик усомнится, то травознай не сочтёт за труд перечислить лишь некоторые из них: лебеда, щирица, сныть, борщевик, чистяк, крапива, подорожник, спорыш, одуванчик, лопух, сурепка, осот, пастушья сумка, лапчатка гусиная, кислица, иван-чай, медуница, клевер – с давних времён эти растения люди употребляют в пищу. Их побеги, листья, стебли и корни были первой снедью древнего человека.

Травами наши предки не только заправляли щи, травами они и лечились. Не зря травознаев ещё называют знахарями. Ведь травы в народной медицине занимают главенствующее место. «Что зелье – то и знахарь, то и лекарство», – говорят в народе. Недаром старинные врачебные трактаты и лечебники часто называют травниками и зельниками. Гойник, или порезник (подорожник), грудянка (рута лечебная), кровавец (зверобой, кровохлёбка), ранник, грыжная трава (тысячелистник), болячковое зелье, лихорадочный корень (валериана), сердечник (пустырник), сонник (белладонна), простудник, бородавник (чистотел) – эти и многие другие народные названия отображают именно целебные свойства растений. Знатоки уверяют, что нет в природе лепестка, корешка или травинки, которые бы так или иначе не влияли на здоровье человека. Но разбираться в разнообразии лечебных растений, способах их применения под силу только бабам-зельницам и знахарям-травникам.

Отношение к знатокам трав издавна было двоякое. С одной стороны, их пытались уличить в колдовстве и ведьмовстве, с другой – без них не могли обойтись при мало-мальски серьёзном заболевании. В средневековой Европе их даже нередко сжигали на кострах. Но в России уже в XVI веке напротив Чудова монастыря открыли первую аптеку, для которой летом заготавливали разнообразное травяное сырьё, прежде всего зверобой, можжевельник, валериану.

Новое заведение обслуживало только царей и их приближённых. И потому аптекарей тщательно проверяли, дабы они не могли отравить высокопоставленных клиентов. Существовала даже специальная комната, которая была опломбирована печатью дьяка, и самостоятельно аптекарь не имел права туда входить. Выписанный для больного рецепт отправлялся в Аптекарский приказ вместе с подробным описанием каждого компонента. И только после разрешения царя начинали готовить лекарство под присмотром врача и дьяка. Для простых жителей Москвы лекарственные травы продавались свободно в специальном зелёном ряду в Китай-городе и в овощных лавках.

В начале XVII века была создана Аптекарская палата, контролировавшая сбор лекарственных трав и изготовление снадобий для лечения царской семьи. При Петре I из-за участившихся случаев отравлений была запрещена торговля лекарственным «зельем» в лавках. Вместо этого открылись аптеки, куда поставлялись травы со специальных огородов. Первый аптекарский огород, названный «красные набережные огороды», находился в Кремле. В Петербурге первый такой огород появился на Васильевском острове. За землёй и травами смотрели иноземные ботаники, они же и готовили из растений лекарства.

Уже в XVIII веке в Москве работало четырнадцать аптек, но лекарства стоили дорого, и жители, тем более сельские, продолжали обращаться к травникам. В ход шли настойки, порошки и масла. Так, в качестве снотворного применяли мак, от различных простудных заболеваний – лук, чеснок, сало, растирания.

Юрий Супруненко

Фотография — shutterstock.com ©

Продолжение читайте в майском номере (№5, 2013) журнала «Чудеса и приключения»

Похожие статьи:

Теги: , , ,