С начала прошлого столетия учёные многих стран занялись конструированием машин, способных передвигаться под землёй, самостоятельно прокладывая себе путь. Ясно, что эти работы сразу засекречивались, так как связаны были с созданием невиданного дотоле вооружения. Такие подземные лодки назвали субтерринами – по аналогии с субмаринами. Кстати, это название придумал один из первых изобретателей – инженер Требелецкий (по другим источникам – Требелев). Он даже своей единственной дочери дал имя Субтерина. Ну а первым конструктором подземной лодки был русский инженер Пётр Рассказов.

В годы Первой мировой войны чертежи лодки странным образом пропали и «всплыли»… в кайзеровской Германии. У немецкой военно-технической разведки был неплохой нюх на перспективные разработки. А в начале 30-х годов инженер Хорнер фон Верн вместе с инженером Требелецким, приехавшим из Советской России, разработал свой проект субтеррины. Русский коллега в скором времени вернулся на родину с копиями чертежей «подземного монстра». Однако в середине 30-х его арестовали как агента немецкой разведки, а непонятные чертежи надолго прописались в архиве НКВД.

Хорнер фон Верн в 1933 году запатентовал документацию по этой разработке. Правда, и его детище сразу же было засекречено и сдано в архив.

Геринг был против

Вскоре в Европе запахло порохом, и на чертежи субтеррины, пылившиеся на полках секретного архива, обратил внимание граф Клаус фон Штауфенберг.

Тогда, в 1940 году, Германия готовилась к вторжению в Великобританию (операция

«Морской лев»), а Штауфенберг служил в организационном отделе командования сухопутных войск, в генеральном штабе. Именно он, ознакомившись с проектом субтеррины, направил рапорт начальнику генерального штаба Францу Гальдеру с просьбой прикомандировать к генштабу инженера Хорнера фон Верна в качестве технического консультанта. И перед фон Верном была поставлена задача создать такую лодку, которая как субмарина смогла бы дойти до берегов Туманного Альбиона, а там, превратившись в субтеррину, приступить к подземным операциям.

И такой проект был разработан! Секретная субтеррина, по мысли её создателя, должна была вмещать 5 человек экипажа, боезаряд в 300 кг и передвигаться под землёй со скоростью 7 км в час.

Однако о проекте узнал главнокомандующий люфтваффе Герман Геринг. Убеждённый в том, что сокрушить Англию можно только при помощи авианалётов, он сделал всё, чтобы внушить Гитлеру мысль о бесперспективности применения субтеррин. И фюрер приказал оградить его от рассмотрения бредовых инженерных идей.

Змей инженера Риттера

Однако исследователи загадок и тайн Третьего рейха нашли подтверждение существованию ещё более амбициозных разработок в области сверхоружия. Речь идёт о проекте «Змей Мидгарда». (Согласно скандинавской мифологии, Мидгардом называется всё заселённое пространство Земли, которое охраняется божественным змеем.)

Инженер Риттер сумел заинтересовать фашистских бонз этим небывалым проектом. Его подземоход был заявлен как суперамфибия, двигающаяся по земле, под землёй и под водой на глубине до ста метров. Аппарат, достигавший от 400 до 520 метров в длину, состоял из соединённых отсеков, каждый длиной 6 метров, шириной 7 и высотой 3,5 метра. Вес этого колоссального поезда составлял 60 тысяч тонн. Ходовая часть сооружения была сделана в виде гусениц, приводившихся в движение 14 электродвигателями общей мощностью 20 тысяч л.с. В носовой части субтеррины находилась буровая головка с четырьмя бурами диаметром 1,5 метра. Было предусмотрено три комплекта буров для разных видов горных пород. Электрический ток для двигателей вырабатывали 4 дизельных электрогенератора.

Александр Обухов

Фотография — shutterstock.com ©

Продолжение читайте в апрельском номере (№4, 2013) журнала «Чудеса и приключения»

Похожие статьи:

Теги: , , ,