Время наше характерно интенсивным расширением сознания, в сферу его попадают и более или менее воспринимаются явления, которые прежде игнорировались. Экстрасенсорика, ясновидение, яснослышание, возможность загробной жизни и, конечно, существование души. Знаменитый грек Пифагор во время своих путешествий по Египту усвоил учение о переселении душ. После него все греческие философы утверждали, что души злых и мстительных людей, и особенно преступников, переходят в тела животных. Так, Эмпедокл убеждённо свидетельствовал: «И я тоже был мальчиком, девочкой, деревом, птицей, рыбой…» Такие светлые умы распространяли нелепое, с современной точки зрения, учение – животный метампсихоз, теорию о возможном переселении человеческих душ в тела животных!

Но всё не так просто. Тимей Лекрский, по свидетельству Цицерона, учитель Платона, говорил: «Если кто-нибудь порочен и нарушает установления государства, то он должен быть наказан по закону, но, кроме того, он должен быть устрашаем боязнью преисподней, страхом продолжительных мучений». Можно предположить, что сам Платон не верил в такое переселение и предлагал его лишь как метод устрашения людей без чести и совести. Французский учёный Дасье продолжил эту мысль: «Пифагор сам не признавал того, что ему приписывают, ибо ни в оставленных им символах, ни в правилах, собранных его учеником Лихисом, нет даже намёка на животный метампсихоз». Цицерон в «Трактате о старости» цитирует римского писателя Катона: «Не думаю, чтобы можно было сомневаться в непрерывности жизни души, ведь люди рождаются на свет, склонные к познаниям порой очень высокого уровня. Доказательством служит та быстрота, с которой дети усваивают трудные искусства; очевидно, что они для них не новы и что, изучая, они только вспоминают уже известное».

В книге Бытия сказано: «И вот Иегова сделал человеку грубое тело, взятое из частей земли. В это материальное тело он вложил разумную душу, уже содержащую в себе божественное дуновение, то есть дух, сопровождающий её во всех существованиях. Средством соединения души с грубым телом было дуновение жизни, то есть астральное

тело». Однажды, встретив на дороге слепорождённого, ученики спросили Иисуса: «Кто согрешил, он или родители его, что он родился слепым?» Значит, допускали, что слепец мог согрешить до рождения? Иисус, обращаясь к ученикам, перед тем как предали его в руки иудеев, сказал: «В доме Отца Моего обителей много. Я иду приготовить места вам». Христианский богослов Ориген так поясняет это: «Господь в Евангелии намекает на различные местопребывания душ, после того как они освободятся от настоящего своего тела и облекутся в новое».

Особый интерес представляют утверждения о перевоплощении душ отцов и учителей церкви первых веков христианства. По заявлению св. Иеронима, проповедь о переселении душ была эзотерическим (тайным) преданием, которое доверялось лишь небольшому кругу посвящённых. Ориген смотрит на тайну переселения душ как на единственную возможность понять некоторые библейские рассказы, например, борьбу Иакова и Исава до их рождения, избрание Иеремии пророком, когда он ещё находился во чреве матери. Причины различия нравственного, умственного развития людей, по Оригену, находятся в предыдущих состояниях. Он был убеждён, что неравенство состояния людей неизбежно связано с предсуществованием и переживанием душ в новых телах. После Оригена св. Климент Александрийский проповедовал вечное совершенствование души, то есть неминуемую эволюцию, обусловленную воплощениями. Св. Григорий Нисский считал, что природная потребность души состоит в её очищении, и если это не случилось во время данной земной жизни, то совершится в будущих существованиях. Во множественность существования души верили и некоторые представители науки, литературы и искусства. Французский мыслитель XVII века Сирано де Бержерак говорил о множественности обитаемых миров и о перевоплощениях душ. Их главная цель – совершенствование и приобретение через многие существования новых знаний и духовного совершенства: «После очищения душ жители миров выше нашего начинают помнить о своих предшествующих существованиях». Знаменитый Лейбниц поддерживает мысль о предсуществовании души: «Может, есть естественный путь возвысить чувственную душу до уровня души разумной… видимо, смерть есть только отвлечение души от тела».

Карл Бонне, его последователь, писал: «Степень совершенства, которого человек может достичь на земле, находится в прямом отношении к средствам, данным ему для того, чтобы знать и действовать. Способности человека могут развиваться бесконечно, и некоторые из природных средств, которые позже будут усовершенствованы, в настоящее время находятся пока в зачаточном состоянии… Лестница человечества поднимается в виде бесконечного ряда ступеней от человека животного типа до человека мыслящего. Эта прогрессия будет продолжаться в будущей жизни… Успехи, которые мы сделаем здесь, на земле, в познаниях и добродетелях, определят точку, от которой мы пойдём дальше вперёд в будущей жизни, и место, которое мы будем там занимать. Путь беспрерывного совершенствования человеческих индивидуальностей – нерушимый природный закон!»

По материалам журнала «Философия и психология» начала ХХ века

Продолжение читайте в декабрьском номере (№12, 2012) журнала «Чудеса и приключения»

Похожие статьи:

Теги: , , , ,