Пещеру Ласко называют Сикстинской капеллой первобытной эпохи.

Шла Вторая мировая война; в мае 1940 года немецкие войска пересекли французскую границу, а в июне вступили в Париж. Во Франции разворачивалось движение Сопротивления. Но всё это пока ещё не затронуло деревушки Монтиньяк, что в 40 км от города Перигё, к северо-востоку от Бордо. Здешние просторы – типичная сельская Франция. Климат мягкий, почти средиземноморский. Реки неторопливо текут меж густо-лесистых холмов, весной их берега покрываются благоухающими нарциссами. Аккуратные поля чередуются с виноградниками, а на лугах безмятежно пасутся коровы – наверное, ничем они не отличаются от средневековых...

Уж не Пикассо ли?

12 сентября 1940 года четыре 17-летних искателя приключений отправились на поиски таинственной пещеры, о которой рассказала крестьянка: она обнаружила её, когда собиралась похоронить своего сдохшего осла в яме на месте падения ели.

У подножия холма вывернуло с корнями дерево, поражённое молнией, и отпавший за ним пласт действительно открывал ход в подземелье, откуда веяло могильным холодом.

У Жоржа, Жака, Симона и Марселя глаза загорелись – они уже возмечтали о несметном кладе, о путешествиях по экзотическим островам. Но их находка оказалась гораздо ценнее для человечества.

…Первой в чёрный провал бесстрашно ринулась собака Робо. За ней нырнул зачинщик авантюры Марсель с зажжённой масляной лампой и… пропал! Наконец, его испуганные сообщники разглядели где-то внизу мерцание огонька и услышали голос: «Эй, давайте сюда, ко мне!»

Съехав по осыпи, храбрецы оказались в пещере высотой около семи метров. И остолбенели: в тусклом свете лампы открылась перед ними роскошная настенная роспись – два огромных красавца-быка друг против друга, а между ними танцующая лошадь, словно возникающая из огня.

О-о-о, переглянулись мальчишки, да тут орудовал самый настоящий художник! Это не какая-нибудь примитивная мазня. Симон даже пошутил: уж не ступала ли тут нога Пикассо – говорят, великий мастер не бросил оккупированную Францию и продолжает бесстрашно творить в Париже. А вдруг и правда наведался сюда? Поговаривают, уже многие перебираются в эти края, подальше от германской границы…

Лампа высветила ведущий куда-то вглубь нерукотворный коридор с волнообразными сводами – видимо, за долгие годы его пробили и обточили подземные воды. Соваться туда, в кромешную тьму, было бы безумием. Таинственный ход, обрамлённый крупными каменными и известняковыми складками, похожими на небрежно ниспадающие занавеси, вёл не иначе как в преисподнюю.
Мальчишки сообщили о находке своему учителю Леону Лавалю.

По счастью, именно в это время именно в здешних краях скрывался от немцев Анри Брейль, которого во Франции называли «отцом доисторических исследований». Он-то и стал первым учёным, посетившим пещеру 21 сентября 1940 года и засвидетельствовавшим подлинность рисунков. Но вскоре Брейль был вынужден покинуть страну, а вернулся он к бесценному объекту лишь в 1949 году. В начале 50-х о пещере узнал весь мир. В октябре 1979 года она вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Древнейший зоопарк

Сегодня по описи в пещере Ласко зарегистрировано более полутора тысяч изображений. Учёные уверенно отнесли их к солютрейской культуре позднего палеолита. В те более чем далёкие времена (около 18–15-го тысячелетия до н.э.) соседняя Германия была ледяной пустыней, а юг Франции – прерией с низкорослой растительностью. Здесь обитали лошади, бизоны, северные олени, носороги, мамонты и… безымянные, к нашему времени уже давно вымершие животные, изображения которых тоже есть в Ласко.

Местами рисунки покрывают стены так густо, что иногда одна фигура зверя наползает на другую. И весь этот древний зоопарк выдержан в чёрных тонах и множестве красных, коричневых, охряных и жёлтых оттенков – можно сказать, что гипотетический художник обладал исключительным вкусом. Но, скорее всего, он был просто ограничен в выборе, употребляя краски в чистом виде – какие были под рукой. В чёрных обнаружена окись марганца, а жёлтым, оранжевым и красным придаёт оттенки окись железа...

 

Продолжение читайте в январском номере (№1, 2013) журнала «Чудеса и приключения».

 

Похожие статьи:

Теги: , ,