При жизни его имя было окружено легендами, а тайна гибели не раскрыта до сих пор, хотя прошло уже 75 лет

Воздушный хулиган

Валерий Чкалов родился 110 лет назад в слободе Василёво Нижегородской области. В 15 он впервые увидел самолёт и потерял покой. До призыва в Красную Армию Валерий успел поработать токарем, молотобойцем, кочегаром на землечерпалке и пароходе. В армии служил слесарем-сборщиком самолётов, а через два года добился направления в свою первую лётную школу. Потом было ещё три, в том числе Московская авиационная школа высшего пилотажа и Серпуховская высшая авиационная школа стрельбы, бомбометания и воздушного боя. Служил в Ленинградской, а затем в Брянской авиационной эскадрилье.

Валерий сразу проявил себя прекрасным лётчиком, бесстрашным до дерзости и лихачества. Часто за это отправлялся на гауптвахту: на 10 суток за полёт вниз головой, на 10 суток за эксперимент с «мёртвой петлёй», на 15 суток за пролёт под ленинградским Троицким мостом. Однако впоследствии было признано, что пилотирование на низких высотах, впервые осуществлённое Чкаловым, неоднократно помогало нашим лётчикам во время Великой Отечественной войны.

Служа в Ленинграде, в 1924 году Валерий познакомился с Ольгой Ореховой, студенткой педагогического института. Через два года молодые люди решили пожениться. А в 1927 году по просьбе своего отца Павла Григорьевича Чкалова, церковного старосты слободы Василёво, Валерий тайно обвенчался с Ольгой. Для офицера Красной Армии это был отчаянный поступок, очередной в списке чкаловских дерзостей.

«Сталинские маршруты»

С ноября 1930 года Чкалов становится лётчиком-испытателем НИИ ВВС РККА, осуществив более 800 испытательных полётов на самолётах 30 типов, испытывает новейшие самолёты-истребители И-15, И-16 конструкции Николая Поликарпова, принимает участие в испытаниях истребителей танков ВИТ-1, ВИТ-2 и тяжёлых бомбардировщиков ТБ-1, ТБ-3. Став ведущим лётчиком-испытателем КБ Поликарпова, Валерий Павлович разработал и осуществил 15 фигур высшего пилотажа, в том числе восходящий «штопор», полёт вверх колёсами и замедленную «бочку». А фигуру высшего пилотажа «иммельман Д-11» не сумел выполнить никто ни до, ни после Чкалова.

20–22 июля 1936 года лётчик Г.Ф. Байдуков и штурман А.В. Беляков под командованием В.П. Чкалова на самолёте АНТ-25 совершили беспосадочный перелёт протяжённостью 9374 километра из Москвы через Северный Ледовитый океан в Петропавловск-Камчатский и далее на остров Удд (ныне остров Чкалова). Встречать возвратившихся героев на Щёлковский аэродром приехал лично Сталин. За этот перелёт весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина. Медаль «Золотая Звезда» ввели только в 1939 году, уже после смерти Чкалова, её вручили его детям Игорю и Валерии только в 2004 году.

И. Сталин, К. Ворошилов, Л. Каганович, В. Чкалов и А. Беляков.
Встреча после перелёта на Дальний Восток.
Щёлковский аэродром. 10 августа 1936 г.

После перелёта на Дальний Восток начинается период невероятной славы знаменитого лётчика. Все мальчишки играли в Чкалова и мечтали стать лётчиками, а многих родившихся младенцев называли Валериями (и мальчиков, и девочек). Через год тот же экипаж на том же самолёте АНТ-25 перелетел через Северный полюс в США. По плану лётчики должны были приземлиться на аэродроме Портленда (штат Орегон), но, увидев тысячи встречающих их людей, Чкалов отдал приказ лететь на другой аэродром. «Иначе нас постигнет судьба Линдберга», – сказал он. (Американский лётчик Чарльз Линдберг совершил первый перелёт из Америки через Атлантику во Францию, и встречающая его толпа растащила на сувениры и весь самолёт, и одежду Линдберга, оставив лётчика в трусах.) Они приземлились на военном аэродроме близ Ванкувера. Сейчас в этом американском городе стоит бюст Чкалова.

Советских лётчиков пригласили в Белый дом, где их встречал президент США Франклин Рузвельт, вставший при помощи помощников из своего инвалидного кресла, чтобы поприветствовать героев. Такого приёма он ещё никому не оказывал.

Роковой полёт

Весной 1938 года Сталин предложил Чкалову совместить два поста: наркома транспорта и наркома внутренних дел. Но тот дипломатично отказался, сославшись на необходимость завершить работу над новым самолётом.

А через полгода случилось непоправимое: 15 декабря при испытательном полёте И-180, первого отечественного самолёта с водяным охлаждением, у него отказал двигатель. На пути падающей машины стоял барак. Чкалов стал убирать шасси, чтобы не задеть его, но шасси, как выяснилось позже, были законтрены. Лётчик отвернул в сторону и врезался в железную опору. Его выбросило на землю, и он ударился головой о железную балку (тогда ещё не было защитных лётных шлемов). От удара Чкалову перебило мозжечок. После трагедии он прожил два часа. Последними его словами были: «В случившемся прошу никого не винить. Во всём виноват я сам».

Прах Валерия Чкалова захоронен в Кремлёвской стене. А вблизи места падения самолёта на Ходынском поле – сейчас это район Хорошёвского шоссе близ станции метро «Полежаевская» – установлен мемориальный камень.

Людмила Боровикова

Продолжение читайте в февральском номере (№02, 2014) журнала «Чудеса и приключения»

Похожие статьи:

Теги: , , ,