Что кроется в закулисье «героя с лицензией на убийство»?

В июне в Москве открылась экспозиция Джеймса Бонда. Все предметы для инсталляции были доставлены в Москву из Австралии на трёх океанских баржах. Надо отдать должное рвению устроителей выставки – уже с майских праздников некоторые каналы ЦТ навязывали зрителям бондиаду – демонстрацию фильмов о похождениях агента 007. Эта рекламная, по сути, кампания была призвана как минимум реанимировать в нашей памяти его образ и как максимум склонить общественное мнение к позитивному восприятию «истинных ценностей» скандально известного персонажа. А что же кроется в закулисье?

«Отец» Бонда – Ян Флеминг

Разведчик-неудачник

По утверждению экспертов института Гэллапа, в начале 1960-х в десятку самых популярных имён планеты, наряду с Юрием Гагариным, Фиделем Кастро, Мао Цзэдуном, Патрисом Лумумбой, Шарлем де Голлем, Брижит Бардо, Фрэнком Синатрой, Джоном Кеннеди, Никитой Хрущёвым, вошло и имя Джеймса Бонда. Но если девять названных имён принадлежат людям реальным, во плоти и крови, то Бонд – креатура виртуальная, выкидыш воображения разведчика-неудачника, решившего возместить отсутствие личных подвигов во время Второй мировой войны похождениями своего литературного героя.

В своей автобиографии отец Бонда – Ян (Йен) Ланкастер Флеминг много чего насочинял. Будто он в 1939-м организовал побег албанского короля-диктатора Зогу; в 1941-м под его водительством отряд коммандос похитил немецкую шифровальную машину «Энигма», а он лично вручил её Уинстону Черчиллю; в августе 1942-го он руководил эвакуацией войск союзников из французского порта Дьеп; будто в конце войны лично вёл секретные переговоры в Вашингтоне с основателем ЦРУ генералом Донованом.

 

На самом деле всё это время Флеминг был кабинетным служакой в составе вспомогательного подразделения разведки Королевских ВМС Великобритании. Испытывая комплекс невостребованности, он, чтобы хоть как-то уравнять себя с сослуживцами-оперативниками, неизменно таскал в карманах десантный нож и авторучку, заправленную слезоточивым газом

 

В 1946 году Флеминг как бесперспективный сотрудник был отправлен в отставку, после чего женился на обладательнице наследства в $1 миллион. Супруги поселились на Ямайке, где три года вели беззаботную жизнь богатых рантье. Всё изменилось, когда Ян встретился со своим старшим братом Питером, сотрудником Управления специальных операций (УСО) Великобритании. Направляясь по делам службы в США, Питер заглянул в гости к Яну. Большую часть суток братья проводили в барах. Питер, волкодав британской разведки и любитель дармовой выпивки, говорил без умолку. В его пьяных разглагольствованиях о секретных операциях УСО Ян и почерпнул материал для своих шпионских боевиков. Слушая брата, он мысленно лепил образ Джеймса Бонда. Кстати, имя это носил автор научного труда «Птицы Вест-Индии», который случайно попал на глаза Флемингу на книжном развале. А знаменитый номер с двумя нулями подсказал великий соотечественник Джозеф Редьярд Киплинг: один из его рассказов посвящён поезду 007.

Шон Коннери в роли Джеймса Бонда

Ничего личного, только коммерция!

В 1953 году Флеминг накатал первую повестушку о похождениях Джеймса Бонда – «Казино Ройял» («Casino Royal»), а первым человеком, который дал бесплатную рекламу Бонду и его творцу, был президент США Джон Кеннеди. В 1961 году в интервью журналу Time Кеннеди, чтобы положить конец домогательствам назойливого журналиста, походя бросил, что роман «Из России с любовью» («From Russia with Love») входит в десятку его любимых книг. Эта реплика положила начало звёздному периоду в жизни Флеминга. Он стал одним из самых востребованных авторов. Но триумфальное шествие Джеймса Бонда по миру началось лишь тогда, когда на него положили глаз акулы голливудской киноиндустрии, усмотревшие в агенте 007 беспроигрышный коммерческий проект.

Бондиада насчитывает 14 книг (язык не поворачивается назвать их романами – в оригинале всего 40 страниц текста, набранного 20-м кеглем для слабовидящих; профессионалы знают, что я имею в виду), зато общий тираж этого чтива в 1961–1970 гг. превысил 500 миллионов экземпляров, что сравнимо только с тиражами цитатников Мао Цзэдуна. Кассовые сборы от проката фильмов о Джеймсе Бонде в указанные сроки достигли $10 миллиардов (с поправкой на сегодняшний день это более $200 миллиардов). К слову, наибольшей популярностью эти книги и фильмы пользовались в странах Африканского континента.

 

По мнению ветеранов английских и американских спецслужб, Флеминг, из-за отсутствия способностей не сумевший реализовать шпионские амбиции во время войны, реализовал их в своих опусах

 

Дэниел Крэйг в роли Джеймса Бонда

Играющий в шпионов литератор с помощью своего клона – Джеймса Бонда – попытался обрести свою нишу в разведывательном сообществе Старого и Нового Света. И ведь преуспел!

Чего не хватало Европе?

Чем же покорил агент 007 Западную Европу в лихолетье 1950-х? Не Флеминг, а английский актёр Шон Коннери, самый удачный и харизматичный кинообраз Бонда, дал на это ответ:

«Подобные Джеймсу Бонду пижоны могли войти в моду, потому что Англия начала 1950-х с её продуктовыми карточками, безработицей и прочими тяготами послевоенной жизни нуждалась в образцах чего-то прямо противоположного. Люди устали от войны, серости жизни и подержанных вещей. Им нужен был герой, который носит красивые костюмы, раскатывает на шикарных авто, пьёт элитные алкогольные напитки, недоступные обывателю, и походя овладевает сексапильными красавицами, которые вызывают зависть у окружающих. Единственное, что способно дать агенту 007 вечную жизнь, – это миф. Пока в мире присутствует зло, какое бы обличие оно ни принимало, а также люди, не удовлетво рённые своим существованием и нынешним положением, всегда нужен будет он – неотразимый красавец, везунчик, позёр, душка, неизменный победитель и всеобщий спаситель. В общем, если бы Бонда не было, его надо было бы выдумать. А это-то как раз и сделал Ян Флеминг!»

Журналистам назло

Центральное место на выставке костюмов, аксессуаров и гаджетов, коими пользовался Джеймс Бонд, занимает лежащая неподвижно золотая женская фигура. Это девушка Джилл из книги Флеминга «Голдфингер» («Goldfinger»), якобы убитая способом асфиксии после того, как её выкрасили золотой краской. Так вот, Флеминг заблуждался, считая, что человек «дышит кожей». Мы дышим только через нос и рот. Поры здесь ни при чём.

 

Да, если тело человека сплошь покрыть золотой краской и оставить в таком виде на несколько часов, он умрёт. Это будет медленная и мучительная смерть

 

Но от перегрева, а не от асфиксии! Забитые краской поры не смогут выделять пот, а потоотделение – главный механизм терморегуляции человеческого организма. Нарушив или воспрепятствовав ему, мы в результате получим то, что в просторечии определяется как «закипела кровь».

В 2000 году актриса Ширли Итон, исполнявшая роль Джилл, опубликовала автобиографию – назло журналистскому мифу о том, что она якобы умерла во время съёмок от «кожного удушья». Пояснила: чтобы ей, сплошь покрытой золотой суспензией, выдержать многочасовую съёмку, пришлось оставить незакрашенным большой участок кожи (15 кв. см) на животе.

И снова ложь

…10 августа 1964 года Ян Флеминг во время игры в гольф почувствовал себя плохо. Его отвезли в Лондонский военный госпиталь, где в ночь на 13 августа он в возрасте 56 лет скончался. В тот же день ведущие газеты США и Англии поведали миру, что адмирал Годфри, начальник Флеминга во время войны, узнав о его смерти, воскликнул: «Я всегда считал, что это он должен был стать начальником военно-морской разведки, а я – его подчинённым!» Никого не смутило, что тело Джона Годфри уже два года как покоилось на Хайгейтском кладбище...

Снова ложь, как и всё, связанное с самим Флемингом и его порождением – Джеймсом Бондом.

Игорь Атаманенко

Фотография — shutterstock.com ©

Похожие статьи:

Теги: , , , , , , ,