В спорах, чья вера является истинной, представители каждой из религий как довод в свою пользу приводят рассказы о разных необъяснимых чудесах. К таким феноменам относится и глоссолалия – особый сакральный язык общения с Богом, дар Святого Духа. Проявляется обычно в состоянии религиозного экстаза или транса. Изучающие феномен учёные не раз имели возможность воочию наблюдать явление, массовость которого поражает воображение: зафиксированы случаи, когда одновременно на «тайном языке» говорили до 10 тысяч человек!


На каком языке вещала пифия?

О явлении глоссолалии заговорили задолго до христианства. Оно упоминается в индуистских Ведах и книгах древнего ламаизма. В Древней Греции на неведомом языке в состоянии экстаза бормотала дельфийская пророчица, а смысл её речей разъясняли состоявшие при ней толкователи. Глоссолалия была известна поклонникам сирийской богини Юно, постоянно звучала во время мистерий Дионисия, Осириса.

Исторические свидетельства о глоссолалии дают представление о том, что она проявлялась в разных странах, на разных континентах при одних и тех же условиях (экстаз, транс, отождествление себя с богами) и в том же виде, что и в современных харизматических сектах. Поразительное сходство имеют глоссолалии шаманского камлания народов Севера и обрядов культа вуду на Гаити.

О глоссолалии много говорили и спорили в христианский период истории, когда на арену вышли харизматические секты и течения. Одни утверждали, что она – прямой канал связи со Святым Духом, который апостолам открыл сам Христос. Другие считали непонятное говорение продуктом нездорового фанатизма, третьи психическим отклонением.

Вслед за Монтаном Первые христиане считали церковь собранием людей высокой святости. Но церковь росла, ширилась, и появлялись люди, считавшие себя избранниками, которым Бог открывает скрытое от других.

Одним из таких особых людей стал бывший языческий жрец из Фригии Монтан. Он, объявив, что находится в живом общении с Богом и что получил от него пророческий дар, проповедовал второе пришествие как ближайшее событие. Призывал христиан обратиться к крайнему аскетизму, расторгнуть браки и искать высшей радости – мученичества за Христа. Признавал только индивидуальный контакт с Богом, поклонение иконам называл язычеством.

В состоянии экзальтации Монтан возвещал скорый конец света и явление Небесного Иерусалима во фригийском поселении Пепуза. Страстные проповеди «последнего пророка», как он себя называл, привлекли к нему многих. Среди последователей были и две пророчицы Присцилла и Максимилла, почитавшие учителя за Духа-утешителя, обещанного Евангелием от Иоанна. Убедительность провидениям Монтана придавала ажитация, но главное – говорение на никому не ведомых языках.

Вначале церковь терпела монтанистов, отличавшихся аскетизмом и твёрдостью веры. Однако их идея, что власть принадлежит тем, кто напрямую общается с Богом, противоречила христианским устоям. Более того, монтанисты провозгласили ни много ни мало Третий Завет и объявили себя новыми апостолами.

Монтанизм на Первом Вселенском соборе в Никее в 325 году был признан ересью. Гробы Монтана и его пророчиц в Пепузе были уничтожены, а при императоре Юстиниане последние монтанисты сожгли себя, собравшись в деревянных церквях.

Но мысль человеческая, даже еретическая, откладывается где-то в общем подсознании: новые провидцы и лжеучителя появлялись уже в других обличьях и в других странах.

В поисках экзотики

В новое время энтузиазм людей, мнящих себя пророками, продолжает увлекать последователей. За два последних столетия они слились в одно неоднородное движение, названное харизматическим. Харизматики претендуют на то, что они более одарены, чем обычные христиане, так как получили от Бога особые дары – харизмы.

Есть они внутри католической, протестантской, лютеранской и православной среды; многие общины не причисляют себя ни к одной из исторических церквей.

Активно возродилась глоссолалия в 1900 году. Историки религии говорят о двух волнах пятидесятнического движения (вторая пришлась на 60-е годы ХХ века): сначала в Америке, а потом и по всему миру.

Своей задачей харизматики считают проникновение во все христианские учения, чтобы «возвестить Божье могущество тем, которые его ещё никогда не испытывали на себе». За этими словами стоит очевидное стремление утвердиться в вере благодаря чудесам, знамениям и экзотическим ощущениям.

Продолжение читайте в январском номере (№1, 2013) журнала «Чудеса и приключения».
Похожие статьи:

Теги: ,