Как правило, кукол делали своими руками, из подручного материала: тряпок, лыка, соломы, щепок… Одежду шили из лоскутов. Интересно, что лицо им поначалу не рисовали: считалось, что иначе в куклу вселится злой дух.

Универсальная кукла-талисман (её так и звали – «На счастье») изображала маленькую девочку с длинной косой и поднятыми вверх ручками. Это символизировало здоровье, достаток, красоту и долголетие. Куклы по имени Лихорадка и Лихоманка переводили на себя болезни. Покосница и Жница помогали в полевых работах. Если мужчинам приходилось покидать дом, шили их «заместителей» – куклаков, которых ставили на крышу дома или в огороде.

Были куколки-столбушки, как бы замещавшие умерших родителей. Их делали из плотно закрученного куска ткани или бересты, не пользуясь иголками и ножницами. В северных деревнях таких кукол-«заместительниц» сажали за стол во время еды – «кормили»; у них были сундучки с одеждой на каждое время года. В праздники и одежду надевали праздничную.

Кукла Желанница исполняла желания хозяйки и отводила от неё беды. Её делали только из тряпок, одевали в красивый сарафан, обшивали ленточками, пуговичками и бусинками. Была ещё Подружка-Плакушка, которая считалась советчицей девушки в сердечных делах. С ней разговаривали, делились радостью или тоской-кручиной. Одним словом, Плакушка выполняла роль психотерапевта.

Для свадьбы мастерили пару кукол из лучины и разноцветных лоскутков – Неразлучников. Их подвешивали под дугой упряжи во главе свадебного поезда. Обычно этим занимались подруги невесты. У Неразлучников была общая рука: мол, муж и жена должны идти по жизни рука об руку. В свадебный пирог ставили маленькую куколку, в наряде которой преобладал красный цвет, по поверью, дающий жизненную силу. Она считалась оберегом невесты.

Куклы Кувадки использовались в обряде кувады, связанном с родами. Как правило, рожали крестьянки в банях, вот обрядовых кукол и развешивали в предбаннике. Наши предки верили, что злые духи, явившиеся за младенцем, обманутся и вселятся в кукол. После родов Кувадки сжигались. Позже стали вешать Кувадок над колыбелью после крещения младенца.

Куклу Пеленашку вырезали из полена и заворачивали в тряпки. Готовить такую куклу было принято ещё до рождения ребёнка. Кстати, и ныне сохранилась традиция дарить на свадьбу куклу-пупса – в качестве пожелания потомства.

Маленькую куколку, свёрнутую из лоскутков ткани, клали в колыбель к плачущему младенцу с приговором. Звали её Бессонницей. Считалось, что злой дух, который заставляет младенца плакать, начнёт играть с куколкой, а малыша оставит в покое.

С рождения для ребёнка изготавливали куклу Кормилицу. Ещё её называли Вепсской куклой, так как, по преданию, первая такая кукла была найдена где-то в Прибалтике. На Волге её звали Кормилкой, Капусткой, в Сибири – Рожаницей. Её делали из старой одежды матери, причём обязательно без использования ножниц и иглы, чтобы жизнь ребенка была «не резаная и не колотая». Кормилицу укладывали в колыбель ещё до появления малыша на свет. После вешали над колыбелькой, чтобы она оберегала новорождённого от порчи. Держали её в доме до тех пор, пока она не рвалась или портилась настолько, что оставалось только выбросить.

Подросшим детям (с трёх лет) делали Зайчика-на-пальчик. Его давали ребёнку родители, когда надолго уходили из дома (скажем, в поле). Считалось, что малыш может поговорить со своим игрушечным дружком, если ему скучно станет или страшно. И просто поиграть.

Ирина Шлионская

Фотография — shutterstock.com ©

Продолжение читайте в августовском номере (№8, 2013) журнала «Чудеса и приключения»

 

Похожие статьи:

Теги: , , , , ,