Голгофа была окружена плотным кольцом охраны. Охраняли место казни воины из отряда центуриона по имени Лонгин. По законам Римской империи в должностные обязанности Лонгина входило наблюдать за ходом казни, правильностью распятия и пресекать любые попытки нарушить порядок. Именно центурион должен был лично убедиться в смерти осуждённого.

Центурионы (сотники) были людьми простого происхождения; полководцы сами назначали их, выбирая наиболее отличившихся в военном деле солдат. Поэтому сотник был обычно опытный кадровый офицер не моложе тридцати лет. Римский военный историк Публий Флавий Вегеций нарисовал его идеальный портрет: «В центурионы должен выбираться человек большой физической силы, высокого роста, умеющий ловко и сильно бросать копья и дротики, постигший искусство сражаться мечом или манипулировать щитом (…) бдительный, выдержанный, подвижный, более готовый исполнять, что ему прикажут, чем разговаривать, умеющий держать в дисциплине своих товарищей по палатке, побуждать к военным упражнениям, заботящийся о том, чтобы они были хорошо одеты и обуты, чтобы оружие у них всех было хорошо вычищено и блестело».

Нашего сотника полным именем звали Гай Кассий Лонгин. Это было, вероятно, принятое в армии прозвище, данное именно за высокий рост. Наверняка и по другим физическим данным смелый, исполнительный воин подходил под описание Вегеция. Но вот бездушным военным роботом Лонгин явно не был. В униженном, измученном человеке, названном преступником, он увидел Божьего Сына. И случилось чудо: Лонгин стал непоколебимым воином Христовым.

Свидетели Воскресения

Распятие на кресте было в Древнем Риме позорной и страшной казнью. К ней приговаривали разбойников, мятежников и рабов, совершивших тяжкие преступления. Казнь оборачивалась долгой изощрённой пыткой, которая могла длиться днями. Распятый страдал от неутолимой жажды, лихорадки и такой невыносимой боли, что молил своих мучителей о смерти. Даже безнадёжно очерствевшие солдаты, стоявшие в оцеплении, зачастую не могли равнодушно смотреть на эти муки и подавали распятым питьё, чтобы хоть как-то облегчить их участь.

Лонгин и его солдаты стали свидетелями смерти Христа и знамений, которыми она сопровождалась: затмения солнца, землетрясения, грохота рушащихся камней и обнажения гробниц. В те минуты воцарилась мёртвая тишина, нарушаемая отдельными возгласами и рыданиями. Многие в страхе бежали подальше от Голгофы.

Близился вечер праздника, и не подобало оставлять тела распятых непогребёнными, поэтому старейшины просили Пилата отдать приказ об умерщвлении жертв на крестах. Пилат согласился, велев охранникам перебить распятым голени – это был известный приём: человек умирал от болевого шока.

Воины проделали это с двумя преступниками, которые ещё были живы, но, подойдя к Христу, увидели его мёртвым. Предание рассказывает, что Лонгин пронзил копьём рёбра Иисуса, чтобы убедиться в его смерти. Кровь из раны брызнула центуриону в глаза – и он не только исцелился от давней катаракты, но и обрёл духовное зрение.

Тело Христа было снято с креста Иосифом Аримафейским, членом Синедриона, – ещё одним человеком, который с казнью Иисуса пережил духовное возрождение. И не ученики Христа, а Иосиф и Никодим (один из фарисеев, член Синедриона) отдали ему посмертные почести и захоронили в пещерном гробе.

Именно Лонгину и его солдатам, приставленным для охраны на случай появления учеников и сочувствующих, довелось увидеть Воскресение Спасителя. Они поспешили рассказать об этом Пилату. Тот, кому и мёртвый Христос не давал покоя, немедля приказал объявить, что тело украдено учениками, дабы убедить народ в его воскрешении.

Ирина Винокурова

Продолжение читайте в августовском номере (№8, 2013) журнала «Чудеса и приключения»

Похожие статьи:

Теги: , , , , ,