Имя этого былинного героя известно каждому с малых лет. Но не все знают, что Илья Муромец – реально существовавшая историческая личность, герой времён киевского князя Владимира (годы правления 980-1015), крестившего Русь.

Первым записывать устные предания о подвигах богатыря Ильи Муромца стал чиновник статистического комитета Олонецкой губернии (существовала с 1801 по 1922 год с центром в Петрозаводске) Павел Николаевич Рыбников, издавший четыре книги сказаний русского народа (1861–1867 гг.). Вот как он описывал свои первые впечатления от встречи со знатоком-сказителем: «Я улёгся на мешке у тощего костра… и, пригревшись у огонька, незаметно заснул; меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и весёлый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления. Сквозь дрёму я рассмотрел, что шагах в трёх от меня сидят несколько крестьян, а поёт-то старик с окладистою белой бородою, быстрыми глазами и добродушным выражением на лице. Присоединившись на корточках у потухавшего огня, он оборачивался то к одному соседу, то к другому и пел свою песню, прерывая её иногда усмешкою… Разумеется, я сейчас же был на ногах, уговорил крестьянина повторить пропетое и записал с его слов».

Это была первая былина из цикла сказаний о богатыре, получившая название «Исцеление Ильи Муромца». В ней говорится о «каликах перехожих», поставивших на ноги больного крестьянского сына:

Приходили калики перехожие,
Они крест кладут по-писаному,
Поклон ведут по-учёному,
Наливают чарочку питьица медвяного,
Подносят-то Илье Муромцу.

Так увечный тридцатилетний Илья «силушку получил великую». Однако некоторые исследователи считают, что всё не так просто и однозначно, что кроется здесь великая загадка. А заключена она в следующем: Илье было видение Пресвятой Троицы, исцелившей будущего богатыря.

Интересные сведения, которые нельзя отнести лишь к взаимопроникновению фольклора разных стран, содержатся в средневековых германских сагах. Так, в поэме о правителе королевства Ломбардия Ортните действует Илья Русский – могучий герой; персонажи северогерманской «Тидрек-саги» – русский король Владимир и герой Илья. Обе поэмы относятся к XIII веку и являются ранними письменными сказаниями, зафиксировавшими имя русского богатыря, что подтверждает величие его подвигов – слава о них дошла и до соседних народов.

Первое письменное упоминание об Илье Муромце на Руси содержится в грамоте оршанского старосты Филона Кмита-Чернобыльского, датированной 1574 годом. Автор её жалуется на свою судьбу, мол, забыт он, как Илья в княжеском подвале, но когда придёт беда, вот так же вспомнят и о нём!

Жители Мурома (Владимирская область) и родного села Ильи Карачарово передавали из поколения в поколение свидетельства из «жизни и деятельности» богатыря. Старое русло Оки, по их мнению, завалил Илья, когда пробовал свою силушку, а ключ, бьющий неподалёку от Мурома, возник от удара копыта его коня. Вода из него, по народным поверьям, по-прежнему восстанавливает силы и здоровье. И в нынешнем Муроме память о богатыре хранят трепетно и не сомневаются, что все сказания о его подвигах правдивы. Кстати, былинный рассказ о том, как Илья выкорчёвывал дубы и сбрасывал их в реку, нашёл неожиданное косвенное подтверждение. Совсем недавно на дне Оки были обнаружены огромные дубы с корнями (которые, как известно, в воде не гниют, а приобретают ещё большую твёрдость – морёные дубы). Анализ древесины самого небольшого из них – в два обхвата – показал, что возраст этих великанов превышает тысячу лет. Кто же мог вырвать их с корнями и сбросить в речную стремнину? У муромчан ответ один.

Александр Обухов

Продолжение читайте в июльском номере (№7, 2013) журнала «Чудеса и приключения»

Похожие статьи:

Теги: , , , , ,