По каналам ИТАР-ТАСС прошло сообщение о том, что в Санкт-Петербургском государственном морском университете разработан подводный водонепроницаемый велосипед Blue Space. По сути, это мини-подводная лодка длиной 3,5 м и высотой 1,2 м, в которой два пассажира-«акванавта», в полулежачем положении вращая педали, будут погружаться на глубину до 40 м и плыть со скоростью от 2 до 5 узлов в час.


Создан велосипед для научно-исследовательских, туристических и спасательных целей. Оснащён средствами навигации, системой аварийного всплытия, средствами связи и подачи сигналов бедствия. Предусмотрена возможность движения вперёд-назад, вверх-вниз и зависания над подводным объектом. Всё это должно привлечь к уникальному аппарату внимание любителей красот подводного мира и профессиональных подводных археологов.

Ориентировочная стоимость этой «малютки» 1–1,5 млн рублей, что вполне соответствует русской пословице «Мал золотник, да дорог».

«Всё новое – это хорошо забытое старое»!

Ещё во второй половине XIX века, а точнее – в 1876 году, выдающийся российский изобретатель Степан Карлович Джевецкий разработал проект одноместной подводной лодки, в которой «акванавт» при помощи ножных педалей приводил в движение гребной винт. Конечно, задачи перед изобретателем стояли иные, нежели сейчас.

Россия была на пороге войны с Турцией (1877–1878 гг.). Из-за поражения в Крымской войне, которое привело к потере флота на Чёрном море, русское командование не могло планировать крупные морские операции в поддержку сухопутной армии на Балканах. Этим и объясняется интерес морского ведомства к строительству подводных кораблей. С 1878-го по 1880 год ведомством были рассмотрены пять проектов подводных лодок. Ещё несколько проектов было направлено изобретателями в Русское техническое общество. Однако все они, за исключением «подводной черепахи» Джевецкого, остались только на бумаге.

Первая мини-подлодка была построена Джевецким на собственные деньги в 1877 году в Одессе. «Подводной черепахой» её окрестили потому, что металлический корпус длиной около четырёх метров напоминал по форме панцирь черепахи. В верхней части лодки для командира (это весь экипаж) было устроено удобное сиденье, почти соприкасавшееся с ножными педалями. Над головой «акванавта» располагался своеобразный купол из толстого стекла. Это приспособление позволяло для ориентации не всплывать полностью, обнаруживая себя.

В подбрюшье «черепахи» (нижняя часть лодки) размещалась камера со сжатым воздухом. Всплытие и погружение регулировалось цилиндром с поршнем, расположенным в носовой части. При втягивании поршня внутрь цилиндра отсек заполнялся балластной водой – лодка погружалась, при выталкивании поршня вода вытеснялась, и лодка всплывала. Вооружение её было уникальным. Автор создал мину с особыми присосками, которую можно было установить под дном вражеского корабля. Но как прикрепить её, не выходя из лодки?

Техническая смётка Джевецкого опередила своё время. В металлическом корпусе лодки были проделаны два отверстия, к которым герметично крепились в скатанном виде длинные толстые резиновые рукава, заканчивавшиеся такими же резиновыми перчатками. Специальный механизм впускал в них сжатый воздух из «подбрюшья», рукава расправлялись, командир продевал в них руки и прикреплял смертоносный груз к днищу вражеского корабля. Затем «черепаха» отходила на безопасное расстояние, включалась гальваническая батарея, разряд шёл по специальному кабелю к мине...

Даже в любимом с детства знаменитом романе Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой» вряд ли отыщется нечто подобное! А ведь в отличие от «Наутилуса» «черепаха» Джевецкого существовала реально.

Продолжение читайте в январском номере (№1, 2013) журнала «Чудеса и приключения».
Похожие статьи:

Теги: , , , ,