831802Неведомые миры скульптора-пророка.

 Сами как кони

По всем деревенским приметам этот ребенок не должен был выжить. Мать ему впоследствии рассказывала: «Лежал ты в молоке, не смыкая глаз ни днём, ни ночью. Так было целых шесть недель. Мы уже зажгли перед тобой восковую свечу, но ты поправился». Видимо, судьба берегла его для великих дел, да и в роду все были крепышами-долгожителями. Звали мальчика Серёжей Конёнковым.

Спустя девяносто лет маститый скульптор писал в своих мемуарах, озаглавленных «Мой век»: «Родился я в 1874 году 28 июня по старому стилю, в деревне Караковичи Ельнинского уезда Смоленской губернии. Как и полагалось в смоленской деревне, люлька моя висела в скотской хате. Сюда в студёную пору приводили отелившуюся корову. Под кроватями зимовали овцы с ягнятами. Воздух был спёртый, тяжкий. От духоты я часто просыпался и подолгу всматривался вдаль через маленькое оконце, выходившее в поле, к гумнам».

831804831807Говорят, что тяжёлые болезни, перенесённые в младенчестве, открывают у человека иное видение мира, которое формирует талант. Сам мэтр о зарождении тяги к творчеству рассказывал так: «Выбегу я, бывало, в родных Караковичах на улицу, утра холодные, на мне рубашонка да портки, зябко. Гляжу, а вокруг стоят рослые травы, заворожённые, изумрудные, сверкают на солнце. А над землёй стелется лёгкий лучистый пар. Замру я и не дышу почти. А после подальше побегу и снова встану, как вкопанный. Совсем уж онемею от восторга, что я-то со всем этим составляю одно целое. И хочется мне всем об этом рассказать. А как это сделать – не знаю. Вот тогда и стал я рисовать, где попало – на воротах, на заборах – лошадей, коров, сцены из слышанных сказок. Потом мне красок дали, стал иконы малевать».

Казалось, что кто-то незримый вёл по жизни этого мальчугана. Ему, в отличие от многих крестьянских детей, удалось закончить не только церковно-приходскую школу, но и гимназию в Рославле. Не стоит, конечно, сбрасывать со счёта и помощь многочисленных родственников. Ведь под крышей отчего дома жили двадцать шесть человек из рода Конёнковых! Вообще-то изначально все они звались Ивановыми, но мужики были столь сильные, что в одиночку носили бревна на строительство большой избы. «Зачем им кони, – говорили соседи, – они сами как кони». Так Ивановы стали Конёвыми. Сергей был им под стать. Говорят, что до девяноста лет он, находясь в хорошем настроении, мог продемонстрировать свою силу: сгибал руками пятак. Кстати, скульптурное отделение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), по словам Сергея Тимофеевича, было им выбрано из-за необходимого сочетания художественного вкуса и силы. Как говорится, хилого камень не примет.

 Его превосходительство

Молодой скульптор не подлаживался ни под чей вкус. Когда профессор В.А. Беклемищев, у которого Сергей Конёнков продолжил учёбу в Императорской Академии художеств, заявил, что его дипломная работа «Самсон, разрывающий узы» никуда не годится, ученик просто выгнал его из мастерской. А через день у подножия гигантской скульптуры Конёнкову аплодировали Репин и Куинджи. Вскоре Санкт-Петербург и Москва восхитились его «лесной серией», созданной из небывалого для скульптора материала – пней и коряг. Ну а после поездок во Францию, Италию и Германию, завершившихся созданием знаменитого «греческого цикла», последовало присвоение звания «действительного члена Российской Императорской Академии художеств», утверждённого Николаем II. Так крестьянский сын по Табели о рангах стал «его превосходительством» или, как смеясь говорил Конёнков, «генералом от скульптуры». Правда, никаких барственных привычек при этом он не приобрёл. В его мастерскую, располагавшуюся на Пресне, могли запросто ввалиться мастеровые – натурщики с четвертью «зелёного вина» и пропеть песни всю ночь. От такой богемной жизни сбежала его первая жена Т.Я. Коняева.

 

Ах, эта девушка!

Вскоре 42-летний академик познакомился с той, кто на всю оставшуюся жизнь стала его музой. Вот как сам Конёнков описывал это знакомство: «Пётр Игнатьевич Бромирский, мой давний приятель, частенько наведывался ко мне на Пресню. Вечером, после трудов праведных, мы как-то отправились посидеть в знаменитый ресторан «Стрельна»… Пока мы справляли весёлую трапезу, Бромирский несколько раз вынимал из бокового кармана фотографическую карточку и любовался помещённым на ней изображением. Я полюбопытствовал: «Кем это вы любуетесь?» Он с оттенком гордости сказал: «Это моя добрая знакомая. Студентка юридического факультета Маргарита Воронцова».

Девушка на фотографии была так прекрасна, что показалась мне творением какого-то неведомого художника. Особенно прекрасен был поворот головы. И руки – необыкновенно красивые руки с тонкими изящными пальцами были у девушки с фотокарточки. Таких рук я никогда не видел. Очарованный, я горячо стал просить Бромирского познакомить меня с этой девушкой».

Знакомство и ухаживания растянулись на целые семь лет. И в 1922 году Сергей Конёнков и Маргарита Воронцова наконец поженились. В следующем году они отправились в США для участия в выставке русского и советского искусства. Предполагалось. что поездка завершится через два-три месяца, но возвращение произошло только через 22 года. С этого момента началась тайная часть жизни скульптора-пророка и его жены, ставшей затем сотрудницей НКВД, покорившей великого Альберта Эйнштейна.

Америка радушно встретила экзотического художника и его жену. Ну а эпатировать публику Конёнков умел. Чего только стоили его прогулки по Бродвею с «учёным котом» на плече. Да и творчество мастера имело успех. В упомянутых мемуарах, изданных ещё в 70-е – 80-е годы прошлого века, скульптор скромно писал: «Я показал на выставке несколько вырубленных в дереве обнажённых фигур. Дерево как материал скульптуры было для Америки новостью. Это вызвало интерес прессы, а затем нашлись и покупатели». При этом мэтр «забыл» написать, что создавал скульптуры в стиле «ню» он с Маргариты Ивановны, чей облик явно угадывался во всех изображениях. Изумлённые посетители то и дело переводили свой взор к живой натуре.

Александр Обухов

Продолжение читайте в сентябрьском номере (№9, 2015) журнала «Чудеса и приключения»

Похожие статьи:

Теги: , , ,