Любят жители Земли праздники. Что ни день – где-нибудь что-нибудь празднуют. Если не в стране, то в каком-нибудь городке. И каждый праздник неповторим.

Гонка ведьм

Венеция известна на весь мир своими регатами, которые ежегодно проходят на многочисленных каналах этого прекрасного города. Самая же необычная гонка устраивается в начале января на Гранд-Канале – 50 мужчин, одетых в костюмы ведьм, или бефана, как их называют в Италии, на украшенных соответствующим образом гондолах.

Бефана – один из самых популярных персонажей в Италии – бродит по земле с 1 по 6 января в облике старухи. Иногда её изображают в виде злой тряпичной куклы, которую отвозят на главную площадь на тележке и сжигают. Но чаще всего бефана – доброе существо, приносящее подарки. Поэтому в ночь с 5 на 6 января многие итальянцы оставляют для неё в своём доме бокал вина и блюдце с едой.

Фестиваль дьяволов

Пока итальянские мужчины наряжаются ведьмами и носятся по самому большому венецианскому каналу, испанские устраивают парад дьяволов.

В городе Альмонисид-дель-Маркесадо подобное действо проходит начиная с XIII века, то есть почти 800 лет. Каждый год 1 февраля сто мужчин, почтенных отцов семейств, обычно ведущих размеренный, вполне чинный образ жизни, надевают стилизованные епископские митры, подвешивают на спину колокольчики и обходят городские улицы, забавно подпрыгивая на ходу. Лучшим «дьяволом» считается тот, кто сможет прыгнуть так, чтобы его колокольчики звенели дольше всех.

Томатина

В испанском городе Буньоле свой любимый праздник – «Битва томатов». Проходит он обычно в начале августа, как и все испанские фестивали, с праздничными фейерверками, музыкой, танцами и бесплатными угощениями.

Кульминацией праздника становится «томатная битва» на городской площади, куда доставляется несколько грузовиков со спелыми помидорами, вполне пригодными для метательных снарядов. Мишенью может стать любой человек, оказавшийся поблизости.

Если учесть, что принимающих участие в этой забаве около сорока тысяч, а количество снарядов исчисляется сотнями тонн, легко представить себе, во что превращаются городская площадь и жители Буньолы уже через несколько минут после начала помидорной перестрелки.

Исторические корни этого необычного народного праздника уходят во времена диктаторского правления Франко. По одной из версий, забрасывание друг друга помидорами служило символическим протестом его режиму. Но вероятнее всего, подобный смысл томатным баталиям был придан позже, когда о местном празднике уже знала вся Испания.

В 1959 году, когда Томатину признали официальным праздником города Буньола, были приняты правила его проведения, действующие и по сей день. Запретов немного: нельзя бросаться ничем, кроме помидоров, нельзя рвать друг на друге одежду.
Заканчиваются томатные баталии купанием в бассейне, заполненном томатным соком, и розыгрышем окороков традиционной иберийской свиньи.

Рыбный турнир

«Чем богаты – тем и рады», – говорит пословица. Поэтому на Аляске, где помидоры не растут, ими не бросаются. Здесь обстреливают друг друга рыбой, причём в самой середине января, когда столбик термометра опускается до отметки минус 35 градусов, а то и ниже.

Правила рыбного турнира просты: участники разбиваются на команды и начинают швырять друг в друга лососем. Постепенно расстояние между командами увеличивается. Дополняется гулянка такими традиционными для Аляски развлечениями, как гонки на собачьих упряжках и купание в холодной воде.

Чисто английские забавы

В небольшом красивом английском местечкКуперс-Хилл ежегодно, в последний понедельник мая, проводятся забеги с головками сыра. По правилам соревнования круглая голова сыра пускается вниз по склону холма, после чего участники начинают её преследование. Побеждает тот, кто первым догонит и схватит «убегающий» сыр. Раны и ушибы, иногда очень серьёзные, дело обычное, поэтому у подножия холма обязательно дежурят врачи.

Жители другого городка Великобритании Оттери-Сент-Мэри 5 ноября носят по улицам горящие бочки с дёгтем. Считается, что этот обычай возник ещё в XVII веке. Суть его заключается в том, что каждый из пабов Оттери обязан предоставить одну бочку, предварительно пропитав её горючей смесью. Бочки поджигают, и когда языки пламени начинают вырываться наружу, местные жители взваливают полыхающий бочонок себе на спину или на плечи и несут через город. Ранним вечером поджигают маленькие бочки для женщин и детей, но ближе к ночи размеры бочек увеличиваются – к полуночи их вес достигает 30 килограммов.

Перетаскивание горящих бочек – привилегия только коренных жителей города. Причём в большинстве случаев это право передаётся из поколения в поколение, и семьи, допущенные к участию в празднике, очень гордятся этим.

По соображениям безопасности праздник уже не раз оказывался на грани отмены. Тем не менее старинный обычай продолжает жить.

Американский «гробовой» юмор

Ежегодная гонка имени Эммы Кроуфорд проходит в канун Хэллоуина в городке МанитуСпрингс в штате Колорадо. Своеобразие мероприятия в том, что в качестве гоночных болидов используются… гробы на колёсиках. Участники соревнования очень творчески подходят к тюнингу своих транспортных средств – раскрашивают, декорируют, создавая подчас настоящие произведения искусства.

У традиции, как водится, есть своя история. Эмма Кроуфорд – персонаж вполне реальный, прославившийся в отличие от других не при жизни, а уже после смерти. По легенде, девушка с таким именем жила в Маниту-Спрингс в конце XIX века и умерла молодой от туберкулёза незадолго до того, как обвенчаться со своим возлюбленным. Её похоронили на вершине горы. Но землю размыло, и гроб скатился вниз по склону. В память о мытарствах мисс Кроуфорд горожане и стали устраивать ежегодный фестиваль, главным событием которого как раз и является пресловутая гонка в гробах.

Сначала компетентное жюри оценивает внешний вид гробов. Предела фантазии нет – некоторые гробы оснащены аппаратами для производства дыма, бортовыми видеокамерами и прочими необходимыми для праздника мелочами. Есть даже номинация «Самый креативный гроб». Участвуют все – вплоть до членов общества слепых. По правилам гонки в каждой из команд должно быть пять человек. Один сидит в гробу, а четверо служат толкателями. Для полного веселья, как понимаете, виски употребляют все.

Праздник голых мужчин

Кому виски, а кому – саке. Каждому, как говорится, своё.

На японском острове Хонсю аж с 767 года отмечается праздник обнажённых Хадака Мацури. Проходит он так: группами по 10–12 человек собираются почти голые мужчины (из одежды допускаются лишь набедренные повязки – фундоши). Они подпрыгивают на месте, придерживая фундоши, потом начинают распивать спиртные напитки и распевать песни. Это якобы помогает им согреться, ведь проходит праздник в феврале, вечером, накануне самой холодной ночи года. Считается, что чем больше алкоголя вольёт в себя мужчина, тем больше пользы принесёт он своему телу и заслужит уважение богов. Из толпы зрителей в участников летят рисовые пирожки – на закуску.

Принимают участие в этом ежегодном празднике почти 3000 мужчин. После того как участники праздника побегают-погреются вокруг храма, начинается ритуальная борьба, в результате которой сильнейшие из мужчин устремляются внутрь храма, где ровно в полночь зажигаются огни, и в толпу летят жезлы. Тот, кому повезёт коснуться жезла, будет счастлив весь год, но больше всех будет счастлив тот, кому жезл достанется. Считается, что это подарок, переданный в руки людям непосредственно от богов.

Обезьяний банкет

В жизни всегда так: пьют одни, а закусывают другие. В провинции Лоп-Бури в Центральном Таиланде ежегодно в последние выходные ноября к обеду приглашаются около 600 городских обезьян. Обезьяний пир проходит в честь бога Рамы, который, согласно легенде, вместе с армией макак одержал некогда победу над многими своими противниками.

Но есть и более прозаическая причина. Более двадцати лет назад «накрывать поляну» макакам решил владелец одной из гостиниц города в благодарность за то, что они привлекают туристов.

12-метровый стол в день праздника буквально ломится от бананов, овощей, фруктовых салатов и пирожных. На организацию застолья идёт около двух тонн разнообразных фруктов и овощей. Во время пира гости бегают по столу, а наевшись, забираются на деревья и кидают оттуда пищу и банки с кока-колой в туристов. Затем стол убирается, и на месте его устраивается представление «Рамакиен», повествующее о боге Раме и его армии обезьян.

Молоко и кровь

В девятый месяц лунного календаря миллионы индусов на юге Индии, в Шри-Ланке и странах Юго-Восточной Азии отмечают свой главный праздник – тайпусам, посвящённый Муругану, шестиликому богу геройства, мужества и исполнения желаний.

Празднование начинается с шествия к храму, во время которого, войдя в транс, одни поклонники божества прокалывают себе кожу железными крючьями или надевают специальные сандалии с колючками, другие протыкают насквозь щёки и язык небольшими копьями. При этом все приплясывают, поют и счастливо бьют в ладоши под звук ритуальных барабанов и пронзительные ритмичные завывания сотен дудочек. От ритмичных движений тел металл звенит, и звуки сливаются в сплошную экзотическую симфонию.

Тем, кто не хочет участвовать в самобичевании, достаточно надеть красные одежды – ритуальный цвет бога Муругана – и принести в жертву бумажные пакеты с молоком и горшочки с рисом и мёдом.

И так уже 2 тысячи лет – именно столько существует традиция этого странного для европейцев ритуала.

Светлана Каныгина

Похожие статьи:

Теги: , , , , , ,