Почему многие русские царицы носили отчество Фёдоровна?

Ножка младенца

Одна из наиболее значимых икон в русской истории – Феодоровская икона Божьей Матери. Она написана в каноне «Умиление», самом трогательном и притягательном: ребёнок прижался щекой к лицу матери. Голова Богородицы чуть склонена к правому плечу; правой рукой она держит Богомладенца.

Особенность канона: лики Спасителя и Богородицы объединены, нимбы сопряжены, что выражает соединение земного и небесного, Христа и Церкви, в которой Богородица – совершеннейшая из всех людей.

Образ также подпадает под извод (вариант) «гликофилус» – «шагающие ножки». Икона во многом сходна с Владимирской и, скорее всего, является её списком (копией). Главное отличие – до колена обнажённая левая ножка Христа. Кажется, всё это незначительные мелочи, но до тех пор, пока не начинаешь вчитываться в историю иконы, вглядываться в детали. Ведь сколько повидала она за эти века!

Откуда имя?

Откуда взялась она на Руси? Как это бывает в большинстве случаев, неизвестно. По самым древним преданиям, эта (или очень похожая) икона была обретена князем Юрием Всеволодовичем в XII веке в старой деревянной часовне возле волжского Городца. Но прошёл тут хан Батый и всё с землёй сровнял… Кто теперь знает, была ли вообще часовня с иконой? Ведь всё погибло тогда в сплошном пожаре.

16 августа 1239 года святыня была обретена второй раз. В костромских лесах, близ реки Запрудни, охотился местный князь Василий Каша (по другим источникам – Квашня). Поднял голову в небо синее, а на сосне – икона! Князь попытался снять её, но она в руки не далась и взмыла в воздух, застыв в высоте.

Костромичи в тот же день поведали ему: «Мы вчера видехом сию икону, несому сквозе град наш воином неким, подобен той воин видением святому великомученику Феодору Стратилату…» – то есть накануне будто бы именно эту икону пронёс по городу воин, похожий на святого Феодора Стратилата. Отсюда и пошло название – Феодоровская.

Истовыми молитвами костромичи добились, что икона снизошла к ним; крестным ходом пронесли её до Костромы.

А скоро явился человек из Городца и подтвердил: да, она, та самая, что у них в Городце почитали за чудотворную.

Сейчас на месте дерева, где князю явилась икона, стоит небольшая действующая церковь Спаса на Запрудне (1754 год). Местные жители рассказывают, что под главным престолом сохранился пень от той самой сосны.

Защитница Александра Невского

Вскоре Феодоровскую икону перенесли в Успенский собор Владимира. Она считалась настолько сильной, что князь Александр Невский брал её с собой во все походы, фактически она стала его моленным образом. Перед ней навсегда смежились его очи на смертном одре.

Чудотворную икону после смерти князя вернули в Кострому. В документе того времени охарактеризована так: писана масляными красками «на сухе древе».

Одно из самых живописных преданий гласит, что когда в 1272 году к Костроме подошли татары, князь Василий Ярославич (младший брат Александра) выступил вперёд с иконой на груди, и врагов огнём поразило исходящее от неё сияние, стало оно пожирать их полчища, и татары в страхе бежали.

С Александром Невским связана и вторая версия происхождения иконы. Возможно, она была создана в 1239 году по заказу князя Ярослава Всеволодовича как подарок на свадьбу его сына Александра с полоцкой княжной Александрой Брячиславовной. Доказательство? На оборотной стороне доски написана святая великомученица Параскева, а она считалась покровительницей невест и свадеб. В продолжение этой версии Феодоровской она названа, так как Феодор Стратилат был небесным покровителем князя Ярослава и тот заказывал образ Параскевы в 1218–1220 годах в благодарность за рождение у него первенца Фёдора.

Наталья Зимянина

Продолжение читайте в мартовском номере (№03, 2014) журнала «Чудеса и приключения»

Похожие статьи:

Теги: , , ,