Все русские сказки можно условно разделить на четыре уровня: бытовые, детские, нравственные, волшебные.
Последние – самые таинственные. Чему они учили – сразу не поймёшь. Возможно, они уходят корнями в арийскую культуру и перекликаются со сказками Будды – «Джатаки», написанными более двух тысяч лет назад

«Царевна-Лягушка». Виктор Васнецов. 1901—1918 гг.

Часто русские волшебные сказки заканчиваются: «И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, да в рот не попало». А многие сказки Будды заканчиваются присказкой: «И я тем был…» Он в прошлом по этим сказкам много раз приходил в этот мир в разных обличьях: слона, тигра, птицы…

И кто же тогда эти коньки-горбунки, серые волки, древние дедули на пути героя? Какое несут послание, зашифрованное в волшебных и героических образах и до сих пор не расшифрованное?

Судьба и ДНК

Замечательная и таинственная сказка «Царевна-лягушка»! Её главные герои, как известно, Иван-царевич и Кощей Бессмертный. На борьбе за молодую царевну Василису Премудрую между новым (Иван) и старым (Кощей) строится вся интрига. Эта пара – главные полюсы повествования. Добро и зло. Но есть и другие персонажи: Василиса Премудрая, смерть Кощея, клубок ниток, Баба Яга, остров в океане…

Итак, Кощей. Казалось бы, парадокс – назвали Кощея бессмертным, а он умер. Но в этом парадоксе и скрыто главное послание сказки – смерть не только Кощея, но и каждого человека находится на конце его нити ДНК (игла – её символ). Пока ДНК не сломаешь – смерть не наступит. Таким образом, все люди бессмертны… до тех пор, пока не заканчивается их генетическая программа.

Современная наука не доказала ещё детерминированность генной программы, она только подбирается к этому выводу, особенно когда анализирует жизни разлучённых в детстве близнецов. Но, может быть, древние мудрецы, сочинившие эту сказку, лучше знали тайну человеческой судьбы?

Убить змея

В средние века Землю представляли в виде ларца, сундука, а Вселенную – деревом. Ещё раньше древние греки и многие другие народы считали, что Земля (она же Вселенная) – это остров, окружённый океаном. Таким образом, на острове в океане стоит дерево Вселенной, на котором висит сундук-Земля. Все модели Вселенной вместе? Нет, не все. Была ещё одна древняя модель – первичного змЕя, убив которого первый человек разрушил кольцо тьмы и выпустил свет, после чего и началась история мира.

Но и это ещё не всё. Самой первой моделью Вселенной была модель яйца. И во многих древнейших мифах после того, как оно раскололось на две половинки, всё и началось. Верхняя половинка образовала небо, нижняя – землю.

Вот вам и космология к генетике и тайне жизни. Но есть и ещё один слой информации в этой сказке.

Перед тем как эволюция создала человека, она прошла долгий путь через многие стадии: одноклеточные, рыбы, деревья, земноводные, птицы, млекопитающие... Часть этих этапов мы видим в сказке. Дуб – дерево, ловили яйцо и в птице, и в зайце, и в воду оно падало. Получается, что почти все основные этапы эволюции упомянуты в сцене на острове.

Ссылка Василисы на болото

Сказка эта в целом про победу молодого янского начала над дряхлым и старым иньским. Вся история человечества показывает, что начало новой фазы эволюции всегда осуществляла именно янская сила. В эпоху создания мифов и сказок глобальной геополитической янской силой были кочевники, которые иногда совершали нашествия на территории иньских оседлых цивилизаций. И весь мир тогда делился на два совершенно разных и часто конфликтующих друг с другом мира – кочевников и оседлых народов. И так было вплоть до XVII века, когда маньчжурские кочевники проникли через Великую Китайскую стену и осели за ней навсегда.

Иван на коне и символизирует янскую, подвижную и динамичную полукочевую цивилизацию. Кощей – власть закостеневшего в своём развитии некогда могучего царства оседлой цивилизации. Василиса – молодую красоту и мудрость, закованную в лягушачью кожу, сосланную на болото. Кроме общеизвестной версии о том, что Кощей хотел на ней жениться, есть и другая, более старая, согласно которой Василиса – дочь Кощея, которая взбунтовалась против старого отца, за что и была им заколдована. Эту версию мы здесь и рассматриваем.

Для кочевых народов конь был священным животным. Именно на конях они совершали все свои главные исторические подвиги. И даже осев в Европе, племена сохранили своё трепетное отношение к коню.

Известно, что первыми создателями космологических мифов были именно кочевники, а не оседлые народы. Более того, первые цивилизации возникли за тысячи лет до речных оседлых, таких как Египет или Вавилон. И более того, многие оседлые цивилизации создали именно кочевники, в первую очередь арийские племена. Так, греческая цивилизация возникла благодаря трём глобальным волнам нашествия арийцев: пеласги, потом ахейцы, потом дорийцы. Западную Европу также создали три волны арийских племён: кельты, германцы и морские кочевники-викинги.

Со временем многие кочевые племена оседали на новых землях, строили города и начинали заниматься земледелием, но они не сразу теряли свою пассионарную янскую силу. Пример – германцы и викинги в Европе. Поэтому образ Ивана-царевича на коне – уже позднее воплощение этой борьбы, он уже не кочевник, но ещё пассионарен.

Павел Гусляр

Продолжение читайте в январском номере (№01, 2014) журнала «Чудеса и приключения»

Похожие статьи:

Теги: , , , , , ,