Философия настольных игр

Человек играет в настольные игры тысячи лет, но наибольшее распространение получили всего четыре: кости, карты, рулетка и шахматы. Почему? Что они несут в себе, кроме развлечений?

А что, если каждая из игр отражает одну из четырёх стратегий выживания человека в этом сложном мире: от полного подчинения судьбе в такой игре, как кости, до противоположной стратегии управляемой жизни в такой игре, как шахматы?

Четыре цивилизации

Кем были изобретены игры, точно неизвестно. Но в основе каждой лежит одна из философских систем первых локальных речных цивилизаций: Египет – карты, Вавилон – рулетка, Китай – кости и Индия – шахматы.

Основные принципы этих разных философских школ были заложены в самых первых четырёх цивилизациях, которые возникли ещё до Р.Х. и развивались вдоль величайших рек Африки и Азии. Они были разделены степями, морями и горами и практически ничего не знали друг о друге, развиваясь независимо, как на отдельных планетах. И так сложилось, что на каждой из рек сформировались самобытные модели мира, четыре отношения к воле и судьбе, к случайности и предопределённости.

Если на эти цивилизации посмотреть более пристально, то, оставшиеся за границей науки, нам открываются астрология Вавилона, мистерии Древнего Египта, всеобъемлющая систематика Китая, невероятные космологические картины мира и теория перерождения душ Древней Индии. Остаются и не принятые западной наукой различные философии, в которых есть место невероятным связям между случайностью и предопределённостью.

Судьба играет человеком

Игру в кости можно отнести в первую очередь к жизненной философии китайской цивилизации. В Древнем Китае считалось, что человеком управляет судьба, которую можно открыть только через случай, поэтому будущее угадывали с помощью бросания костей, а затем и монет.

Постепенно этот способ прогноза обрастал деталями и завершил своё развитие главной книгой Древнего Китая – «Каноном Перемен». В этой книге судеб все возможные события жизни были «уложены» в 64 клетки, каждая из которых обозначалась своей гексаграммой. Символы гексаграмм состоят из шести черт каждый; черты обозначают последовательные ступени развития данной ситуации. Черты бывают двух родов: или цельные (Ян), или прерванные посредине (Инь).

Таким образом, матрица всех без исключения событий жизни в Древнем Китае содержит 64 ячейки. Каждый символ обозначает какую-то одну типовую ситуацию в жизни человека.

Удивительно, но китайцы полагают, что всё многообразие жизни полностью укладывается в 64 типовые ситуации, за пределами которых уже ничего другого быть не может. А ещё удивительнее то, что определение каждой из 64 ситуаций в их сознании целиком и полностью зависит от случайного бросания монет. И они даже не задаются вопросом, откуда случайное бросание монет (по сути дела, игра в кости) «знает», что ждёт каждого гадателя.

Для гадания китайцы используют три монеты (желательно новые или хорошо вымытые). Гадателю нужно их подержать в кулаке, чтобы монетам перешла его психическая энергия. Каждый из шести случайных бросков трёх монет одновременно определяет характер черты (снизу вверх). Если выпадают преимущественно орлы – выбирается сплошная черта, если выпадают преимущественно решки – прерывистая.

Очевидно, что в философской матрице жизни «Канона Перемен» доминирует не воля, а некая предопределённость ближайших событий, которую невозможно избежать, но возможно предугадать, обращаясь к таинственному полю случайного выбора орлов и решек, которое каким-то волшебным образом знает о твоей будущей жизни больше, чем все мудрецы на свете.

Белое и чёрное

Шахматы были изобретены в Индии. Сражение двух сторон, требующее максимально возможного планирования будущего в пространстве и во времени, способность видеть множество вариантов и выбирать один – это основа для философской школы Индии. Стоит вспомнить, что сюжет главной книги Индии «Махабхараты» построен на конфликте двух родов, который достигает кульминационной развязки в главном событии книги – битве на священном поле Курукшетре.

Только в этой культуре исправление кармы зависит в первую очередь от собственных усилий.

 

Борьба тёмного и светлого начал – борьба бога жизни Вишну и равносильного ему бога смерти и разрушения Шивы – отражена в цвете фигур

 

Сражение происходит на шахматной доске, у которой 64 клетки. Её числовая структура такая же, как и в более древней матрице гексаграмм в «Каноне Перемен», и поэтому возможно, что индусы заимствовали таблицу 8×8 у Древнего Китая. Но наполнение этой матрицы здесь абсолютно иное.

Она поделена на два равных поля для белых и чёрных по 32 клетки. Пешки, которые символизируют нижний кармический уровень, выполняют самую чёрную работу, защищая своими телами представителей более высоких каст. Но если какая-либо героическая пешка доходит до предела своего возможного движения (развития), то получает второе рождение уже на более высоком «кастовом» уровне. Кроме того, здесь, в отличие от матрицы «Канона Перемен», нет фиксированного значения для каждой клетки. Их вес и ценность меняются в ходе сражения. Шаг на любую из клеток не доверяется случайности, каждое перемещение делается после глубокого и сознательного обдумывания.

Шахматы как бы говорят нам: ничего не зависит от случая, всё зависит исключительно от тебя самого. И более того, не от твоего какого-то таинственного поля, а от твоего ума и опыта. Рассчитывать в шахматах на случай так же глупо, как и пытаться осмысленно выбирать гексаграмму в «Каноне Перемен». Философии прямо полярные, хотя эти две цивилизации – самые близкие соседи.

От карт игра в шахматы отличается тем, что здесь позиция противника всегда полностью открыта и все его козыри видны, а в картах – наоборот, полностью закрыты. Шахматы в большей степени янская игра – модель сражения на поле боя, когда войска видят друг друга, и успех зависит от умелой перегруппировки сил, стратегии и тактики движения войск по полю сражения.

Метнём на зеро

Пока исследователи не имеют однозначной версии появления этой популярной азартной игры, но какую философию и символику она несёт?

Чтобы это было легче понять, отметим, что рулетка единственная из множества настольных игр, у которой поле имеет круглую форму и есть шарик, вращающийся «по орбите» вокруг оси рулетки. Всё это очень напоминает диск эклиптики, разделённый на секции в поясе Зодиака. Но в поясе Зодиака всего 12 секторов, тогда как в рулетке их в три раза больше – 36. Казалось бы, подобие хотя и есть, но оно не точное. Однако история астрологии свидетельствует, что в более древней версии эклиптика была поделена не на 12, а на… 36 секторов!

Логично предположить, что колесо фортуны – отражение образа вращающихся планет Солнечной системы, модель древнейшего способа предсказывать судьбу по расположению планет. И каждый человек, рождаясь под одним из знаков Зодиака, получает свою судьбу на всю жизнь.

Насколько же рождение души в том или ином знаке случайно? Этого никто не знает, а вот вращение шарика и остановка его в одной из 36 ячеек, казалось бы, событие абсолютно случайное. Но так ли это? Или случаем управляет рок?

Вся астрология была создана в Шумерах и Вавилоне, там же был изобретён впервые и гончарный круг – диск, вращающийся на оси. Поэтому логично отнести рулетку в соответствии со всеми этими признаками схожести именно к Вавилону, хотя исторически ничто не указывает на её происхождение именно оттуда.

Рулетка – игра, на первый взгляд мало чем отличающаяся от костей. Крупье бросает шарик, и он случайно закатывается в ту или иную ячейку. Но всё-таки отличие есть. Здесь варианты судьбы «записаны» не на гранях костей или монет (шарик безликий), а на столе, на круглой матрице событий. И более того, перед каждым запуском шарика игрок обязан заранее определиться с тем, куда он попадёт.

Может быть, эта игра проверяет способность человека к «проскопии» – предвидению будущего без каких-либо исходных данных? В рулетке создаётся модель жизненной ситуации, когда нет никакой информации, на основе которой можно построить модель будущего, и человек обращается к тому же таинственному полю случайности (или предопределённости?), где записано всё будущее. И в зависимости от того, насколько он способен ориентироваться в этом таинственном поле без каких-либо внешних подсказок, и строится его успех в жизни. Рулетка как бы учит человека, что в жизни очень многое зависит от неизвестных факторов, которые не поддаются рациональному объяснению, поэтому следует полагаться не на разум, а на интуицию.

 

Получается, что вольно или невольно играющий в рулетку верит, что будущее предопределено и если он может заглянуть в него хотя бы на несколько минут вперёд – он в выигрыше

 

Другая сторона азарта

Философия карточной игры ближе всего к мировоззрению древних египтян, именно поэтому наиболее популярна египетская версия происхождения карт, растиражированная оккультистами. Они утверждали, что в глубокой древности египетские жрецы записали всю мудрость мира на 78 золотых табличках, которые изображались также в символическом виде карт. 56 из них – «Младшие Арканы» – стали обычными игральными картами, а оставшиеся 22 «Старших Аркана » вошли в состав загадочной колоды Таро, используемой для гаданий.

Отметим, что в картах очень многое зависит от игрока. И лишь при раздаче сохраняется доля случайности. Карты – это игра, в которой постоянно необходимо самостоятельно принимать решения, плохо представляя, чем владеют твои соперники, которые держат карты закрытыми. Каждый играет втёмную против других. Всё это очень напоминает дворцовые интриги, борьбу разведок, подготовку переворотов и прочие скрытные «игры» знати при дворе фараона, короля или императора. Параллельно необходимо «следить» за фортуной и повышать ставки только тогда, когда она поворачивается к тебе лицом.

Каждая игра, кроме отмеченных особенностей отношения к воле и року, несёт в себе множество и других пластов скрытых смыслов. В картах он особый. В них «зашита» информация об иерархии социального мира. Карты учат, что социальный мир иерархичен и в нём есть старшие и младшие. Старшие сильнее и всегда побеждают. Причём социальная подоплёка карт имеет несколько разных слоёв. Нижний – номерные карты до десятки включительно. Более высокий – три уровня иерархии управления социумом: знать (вольты), королева (Инь) и король (Ян). Карты – модель сложной жизни социума, в которой есть иерархия, есть тайная власть, есть случай (расклад и джокер), есть дополнительные символы этого многообразия. И есть возможность выиграть в этой сложной жизни, опираясь на своё знание психологии, опыт, память и умело используя счастливый случай удачного расклада. По сравнению с открытой борьбой на шахматной доске это типично иньская, женская игра.

А что же обозначает масть в картах? Здесь тоже скрыты глубокие знания жрецов, но уже о природных законах.

 

В четырёх мастях зашифрованы четыре состояния вещества в нашем мире, четыре стихии: воздух (пики), вода (черви), земля (бубны) и огонь (трефы)

 

Тем самым древние жрецы передали в будущее не только тайны устройства социальной иерархии, но и тайны структуры материи Вселенной. Такой вот букет скрытых смыслов! Причём мы лишь прикоснулись к общей расшифровке смыслов этой игры.

Спрашивается, зачем древним жрецам потребовалось зашифровывать самые важные знания о природе и обществе в картах, в азартной игре? Есть по этому поводу легенда.

Древний Египет постепенно клонился к упадку. Силы этой некогда великой цивилизации были на исходе. И никакие меры уже не могли её оживить. Это поняли величайшие из величайших жрецов, которых тревожило то, что накапливаемые тысячи лет в египетских храмах знания о скрытых законах природы и общества будут безвозвратно утеряны. Они уже видели печальное будущее Египта, когда на развалинах прежних городов и храмов обоснуются арабские кочевые племена, которые по камням разнесут все их великолепные храмы и разграбят великие гробницы.

Они прекрасно понимали, что тайны мира невозможно сохранить без постоянной живой передачи от учителя ученику, но видели, что скоро не будет учеников, что не удастся сохранить систему жречества в Египте, которая могла успешно жить и постигать законы Вселенной и человека только в просвещённом и хорошо организованном государстве. Уйти в другие места? А где гарантии, что по дороге они не погибнут? Где гарантии, что там их будут так же кормить и защищать? И где найти цивилизацию, равную Египту?

И тогда один из жрецов предложил необычное решение. Нет ничего прочнее порока и низменных страстей, сказал он. Эти качества в человеке не исчезнут никогда, пока существует род людской. Мы можем всю нашу мудрость записать самым лучшим образом на свитках папируса, но кто их будет хранить и передавать из века в век? Нам нужно самые сокровенные и важные знания о мире превратить в некую азартную игру, чтобы в неё можно было играть на деньги, чтобы она сопровождала человека во все времена и заполняла периоды его безделья. И неважно, будут ли понимать те, кто играет в неё, что мы хотели передать будущему. Важно то, что эта игра будет сопровождать человека во все века, будет действовать на его подсознание, а рано или поздно кто-то сумеет разгадать наше послание. И они придумали карты Таро.

В самом полном варианте они использовались для гадания. А какой правитель в какие времена не хотел знать своё будущее и не держал около себя предсказателей? В упрощённом варианте эти карты использовал самый разный люд для азартных игр на деньги. А в какие времена человек не хотел выиграть?

Павел Гусляр

Фотография — shutterstock.com ©

Похожие статьи:

Теги: , , , , , ,