Покорение Сибири Ермаком.  Художник Василий Суриков. 1895 г.

Покорение Сибири Ермаком. Художник Василий Суриков. 1895 г.

Его подлинного имени мы не узнаем, затерялись и точные места его гибели и захоронения, но слава его пережила века

Сибирский поход атамана Ермака сыграл огромную роль в становлении будущей Российской империи: «…царю Ивану Васильевичу… царство Сибирское взяша и многих живущих тут иноязычных людей под его государеву руку подвели… татар и остяков и вагулич… по их верам…» В.Г. Белинский писал о его дружине: «Никогда не были запечатлены ни зверством, ни жестокостью: они были удальцы и молодцы, а не злодеи»; собирая дань, они не чинили резни, разбоя и грабежей местного населения. По летописям, Ермак «вельми мужествен, и человечен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, чёрн брадою и власы прикудряв, возраст средний, и плоск, плечист». Когда дружина поднималась вверх по Иртышу, в городе Тебанди, чтобы оказать атаману высокую честь, привели к нему прекрасную ханскую дочь. Этот дар «Ермак же не принял и отверг и прочим запретил». После гибели Ермака враги «нарекоша его богом и погребоша по своему закону» на священном кладбище. Столетие спустя «именем его и по днесь божатся и клянутся». Его доспехи стали священными талисманами. За них боролись самые знатные воины, так как считалось, что обладание его панцирем, кольчугой или боевой перчаткой сделает воина неуязвимым, принесёт победу в бою.

Кто же он, Василий-Ермак?..
Практически ничего достоверного нет о происхождении Ермака и о его жизни до начала сибирского похода. Официальных документов очень мало. По самым распространённым версиям, его называют Алениным Василием Тимофеевичем или Повольским Ермаком Тимофеевичем. Есть утверждения о его происхождении с Волги, с Дона, с Урала, даже с Северной Двины. Имени Ермак в русском церковном обряде нет. Только через 36 лет после гибели атамана, в 1621 году, архиепископ Тобольский Киприан стал «кликать вечную память», ежегодное «вселенское поминание» о погибших. И Ермак стал героем народного эпоса и песен. В 1636 году тобольский дьяк Савва Есипов составил первую сибирскую летопись «О взятии Сибирския земли». Тогда ещё были живы некоторые его соратники. Семён Ремезов, один из первых географов и историков Сибири, «по повелению государя самодержца Петра Алексеевича» нашёл могилу Ермака.
Путаницу внёс академик Герхард Фридрих Миллер, путешествовавший по Иртышу в 1734 году. Он не понял русских слов «прорва» и «перекопь», означавших кратчайший путь для судов, прямую протоку, спрямляющую реку, делавшую петлю. Миллер неправильно указал места гибели и захоронения Ермака. Ссылаясь на него, эту ошибку затем повторили многие другие.

Последний бой на реке Вагай
Как малочисленная русская дружина смогла победить войска бухарца Кучума, захватившего власть над татарскими улусами на Иртыше и Тоболе, победившего ногайских мурз и самодийских князьков огромного Сибирского ханства? Ермак, несомненно, имел полководческий талант и изобрёл совершенно новую тактику боя – «речную войну». Все сражения он давал в выгодных для себя условиях, у побережья рек. Знаменитая картина Василия Сурикова изображает одно из них. Ермак опирался на военный опыт казаков: суровая дисциплина, отважный рукопашный бой, меткая стрельба и высокая манёвренность. Он не вступал в сражения без нужды, не покушался на местные верования, не разрушал языческих капищ и мусульманских мечетей, старался дружить с аборигенами.
Сибирский шаман (шайтанчик) предсказал ему гибель от двуглавой птицы. И погиб Ермак в водах Вагая, в тяжёлом панцире с эмблемой двуглавого орла на груди. В научных трудах по истории Сибири, в художественной литературе и легендах гибель дружины Ермака связывают с безымянным островом на Иртыше. Но Сибирская летопись Есипова в главе «О убиении Ермака атамана и с ним продчих казаков на реке Вагае на Перекопи ношию от царя Кучума» подробно и точно описывает события трагической ночи с 5 на 6 августа 1585 года. Возвращавшийся из похода, уставший отряд Ермака «доидоша вниз реки Вагай, завомо до Перекопи» и остановился на ночлег. Кучум воспользовался тёмной и ненастной ночью. Приговорённый к смерти татарин нашёл брод и… «приде на воинов смерть». Во время боя Ермак, прикрывавший отступление уцелевших воинов на струги, упал в реку и утонул.
У устья Вагая есть старая излучина, прорезанная «перекопою через луку в Вагай же реку», по которой и сейчас проходит основная масса вагайской воды. На образованном ею островке Ермак и установил «станы своя на берег на край реки Вагая», на месте своего последнего боя. Здесь наиболее сухое и возвышенное место берега, удобное для ночлега. В обрыве, под метровым слоем наносов речного песка и гонимой ветрами почвы, местами видны древесные угли от древних костров. Где-то здесь покоятся и останки дружины Ермака.
Тело атамана было обнаружено через восемь дней после гибели под Епанчинскими юртами на Иртыше. Нашёл его внук Яныша Бегиша и извлёк труп из воды «виде одеяна пансыри и разумев не просту бытии», то есть поняв, что это не простой воин. На Ермаке был подарок царя – кольчуга весом 11,7 кг в виде рубашки из 16 000 колец, с короткими рукавами и литой медной пластиной с двуглавым орлом на правой стороне груди.

Валерий Кукаренко

Продолжение читайте в мартовском номере (№3, 2015) журнала «Чудеса и приключения»

Похожие статьи:

Теги: , , ,