Открытие 12-й Международной конференции «Авиация и космонавтика» состоялось 12 ноября в большом зале Дворца культуры и техники Московского авиационного института (национального исследовательского университета). Мероприятие вызвало широкий интерес не только среди учёных, журналистов, представителей отраслевых предприятий, но также среди студентов МАИ и других вузов.

Сосредоточие молодёжи на конференции было символично — именно вокруг проблемы кадрового потенциала для отечественной авиационно-космической промышленности строились почти все выступления докладчиков на пленарном заседании в ДКиТ МАИ. В их числе — руководитель Департамента авиационной и космической промышленности Минпромторга России Андрей Богинский; ректор МАИ Анатолий Геращенко; научный руководитель лаборатории «Исследования и разработка космических высокоимпульсных высокочастотных плазмодинамических электроракетных ионных двигателей» МАИ Хорст Вольфганг Лёб; начальник отдела авиационного комплекса госкорпорации «Ростехнологии» Владимир Кутахов; заместитель директора и главного конструктора Московского опытно-конструкторского бюро «Марс» Владимир Соколов; генеральный директор ОАО «МКБ «Искра» Владимир Сорокин.

Открыл работу конференции «Авиация и космонавтика» проректор по научной работе МАИ, председатель оргкомитета Вячеслав Шевцов. Он отметил, что это мероприятие стало площадкой для обмена мнениями, новыми достижениями и знаниями в области авиационно-космической направленности. Кроме того, Вячеслав Алексеевич поблагодарил партнёров конференции — ГСКБ «Алмаз-Антей», ОАО «ОНПП «Технология», НПО Энергомаш, НПП «Звезда» и передал слово ректору МАИ Анатолию Геращенко.

В работе конференции участвовали 426 представителей от различных организаций авиакосмической отрасли, — отметил ректор МАИ.

С докладами на мероприятии выступили более 200 человек, среди которых — представители иностранных научных сообществ Германии, Турции, Саудовской Аравии, Италии, Франции, Польши.

Труды участников опубликованы в сборнике тезисов конференции. Лучшие работы будут рекомендованы для публикации в электронном журнале «Труды МАИ», который включён в перечень изданий ВАК.

Впервые за всю историю конференции тезисы принимались на двух языках: русском и английском. По мнению организаторов, такой формат позволит мировому аэрокосмическому сообществу объединиться и консолидироваться. Задачи по интернационализации науки и образования ставит и Правительство Российской Федерации. В связи с возрастающей значимостью конференции Оргкомитет ставит перед собой задачу о включении Международной конференции «Авиация и космонавтика» в перечень конференций ВАК.

Ректор МАИ поднял актуальный вопрос о негативной пропаганде, которая доносится от отечественных СМИ. Он призвал гостей мероприятия не обращать внимания на настойчивые уверения о том, что в России нет авиации, двигателестроения и космических технологий.

Если соединить все «островки», которые у нас остались, мы можем совершить такой рывок, который и не снился никому, — убеждён ректор МАИ. — Однако этот рывок придётся делать молодёжи. Могу сказать, что у меня лично оптимистическое настроение насчёт наших ребят. К нам приходят те, кто нацелен на результат. Конечно, МАИ со своей стороны старается порывы юных душ поддерживать и развивать их потенциал. Вуз ведёт сейчас очень большую профориентационную работу не только среди московских школ. Привлекаем таланты со всей России.

Будущих инженеров, надежду авиационно-космической промышленности, в МАИ учат не на плакатах. В вузе сосредоточено много натурной техники, это настоящий технопарк.

Подверг тщательному анализу болевые точки современного авиационно-космического сектора начальник Департамента авиационной промышленности Минпромторга России Андрей Богинский. Он согласился с ректором МАИ в том, что в стране действительно много разработок. Однако остро стоит проблема незнания технологий серийного производства отечественных ноу-хау.

Мы не можем выпускать серию не потому, что мы глупые, а потому, что у нас нет таких навыков. Обращаюсь к будущим выпускникам — в перспективе это понадобиться, постигайте эти технологии.

В этот день представитель Минпромторга России много говорил о стратегическом планировании и призывал ведущие российские вузы формировать собственные приоритеты и мобилизовать ресурсы для достижения качественно новых результатов в сфере науки и технологий.

 — Ещё десять лет назад никто не мог представить, что Китай будет поставщиком вооружения для авиации. У них ведь техника очень дешёвая... Но ведь много наработок китайцы взяли из России. Наш недостаток, на мой взгляд, в том, что мы постоянно улучшаем уже сделанный продукт. В результате он получается дорогостоящим, — считает Андрей Богинский. — Сейчас основной приоритет — вовремя остановиться и создавать, концентрировать продукт на том рынке, где он будет реально зарабатывать. Только потом, после эффективного результата, нужно этот продукт дорабатывать и модернизировать.

Рассуждения Андрея Богинского завершились проблемой подготовки кадров. Он отметил, что Минпромторг разрабатывает стратегию по увеличению привлекательности профессии авиационного инженера среди молодёжи.

В этом году около 40 млрд. рублей выделяется на научно-исследовательские разработки, программы развития гражданской и авиационной техники. На следующий год этот объём сохранится. Ресурсов действительно много, и наша задача научиться ими управлять, правильно расставлять приоритеты и правильно использовать стендовые базы, — сказал Андрей Богинский.

Он также выразил слова благодарности ректорату МАИ за то, что такие мероприятия проводятся на регулярной основе. — Это важно не только для вас, но и для нашей промышленности, — резюмировал глава Департамента авиационной промышленности Минпромторга России.

Международная конференция «Авиация и космонавтика» — ежегодная. В этом году она продлится до 15 ноября. Доклады участников будут заслушаны на девятнадцати заседаниях секций по основным направлениям конференции:

•     авиационные системы;
•     ракетные и космические системы;
•     энергетические установки и двигатели;
•     информационно-телекоммуникационные технологии;
•     экономические проблемы аэрокосмического комплекса;
•     математические проблемы в аэрокосмической отрасли.

15 ноября участники конференции отправились на экскурсию в музей НПО им. С.А. Лавочкина.

Музей Научно-производственного объединения им. Семёна Алексеевича Лавочкина — один из наиболее интересных российских музеев авиационно-космической техники. Музей находится в одном из корпусов предприятия. В двух просторных залах разместилась экспозиция, отражающая уникальные разработки фирмы за 70 лет её деятельности. Здесь представлены два десятка макетов (масштаб 1:20) прославленных боевых истребителей «Ла» как периода Второй мировой войны — Ла-5 и Ла-7, так и послевоенных реактивных самолётов, вошедших в историю авиации СССР — Ла-160 (первый самолёт со стреловидным крылом) и Ла-176 (впервые в СССР достиг скорости звука).

Также в экспозиции представлены результаты деятельности НПО в области ракетной техники — макетами зенитных ракет ЗУР «205»-«217» и настоящей ракетой ЗУР-«218» с техническими описаниями ракет и фотоматериалами. А в разделе «Автоматические космические станции» участники конференции познакомились с  реальными образцами космической техники.

В музее представлены наиболее выдающиеся космические «первопроходцы». С интересом специалисты авиационно-космической науки рассматривали во всех подробностях подлинные аппараты-дублёры станций «Луна-9» (первая в мире посадка на  Луну), «Луна-10» (первый искусственный спутник Луны), «Луна-13». Проявили особый интерес к подлинной подвижной лунной лаборатории «Луноход-3» и ракетному модулю для его доставки на Луну.

Группа экскурсантов узнала очень много интересного из рассказа молодого экскурсовода (выпускник факультета «Космическая техника» МАИ, сотрудник предприятия) о научном и производственном пути НПО им. С.А. Лавочкина. Например, о первой в мире межконтинентальной крылатой сверхзвуковой ракете «Буря» (1960 г.), ставшей последней работой выдающегося конструктора С. А. Лавочкина. И о выдающемся конструкторе, благодаря которому были созданы названные и многие другие космические станции, прославившие страну эпохальными победами — Георгии Николаевиче Бабакине, главном конструкторе НПО с 1965 г. по 1971 г.

Есть в музее и просто бесценный экспонат — возвращаемый аппарат, доставивший лунный грунт на Землю («Луна-16»). Его уникальность в том, что ни в одном музее мира нет аппаратов, работавших на другом небесном теле и вернувшихся на Землю. Также в музее НПО им. С.А. Лавочкина представлена экспозиция космических станций, проводивших исследования планет, а также астрофизических спутников Земли. Вниманию группы были представлены полноразмерные копии и подлинники станций «Венера» и «Марс», «Вега» (исследование Венеры и кометы Галлея), «Фобос» (исследование Марса и его спутника), искусственных спутников Земли «Астрон» и «Прогноз».

Осмотр экспозиции красочно дополнял рассказ экскурсовода о нелёгких путях, победах и неудачах в космической гонке США-СССР в 60-70 годы и о международном сотрудничестве на современном этапе. В целом экспозиция, организация и работа музея наглядно демонстрируют бережное и трепетное отношение администрации НПО им. С.А. Лавочкина к собственной истории, неразрывно связанной со становлением и развитием авиационной и космической науки и техники всей страны.

К особой удаче участников конференции в музее проходят две фотовыставки, с экспозициями которых так же была возможность ознакомиться. Это фотоработы лётчика-космонавта С. К. Крикалёва, сделанные с борта Международной космической станции, в которых запечатлена красота, поэтичность и величие планеты Земля. И вторая фотовыставка «Первые космонавты СССР: неофициальная хроника» — работы режиссёра и оператора-документалиста Бориса Алексеевича Смирнова — штатного фотографа Центра подготовки космонавтов, созданные в период с 1961 по 1964 год. Шестьдесят портретов реальных людей, наших современников, воплотивших мечту человечества о космосе. На фотографиях запечатлены Юрий Гагарин, Алексей Леонов, Герман Титов, Павел Павлович, Валентина Терешкова, Андриан Николаев, Валерий Быковский, Григорий Нелюбов, Валентина Пономарёва в самых разных житейских ситуациях и в своих героических буднях.

 

Похожие статьи:

Теги: , , ,