Чудо схождения  Благодатного огня. ИерусалимВпервые удивительный неописуемый свет засиял на Гробе Иисуса после его воскрешения. Раз в год, на Пасху, чудо сошествия огня миллионы людей теперь могут смотреть по телевизору.

Евангелие рассказывает, что когда жёны-мироносицы пришли ко Гробу, он был пуст, а при входе сидел Ангел, который рассказал им о воскресении. «Вид (Ангела) был как молния, а одежда была как снег».

По свидетельству отцов церкви, апостол Пётр также был поражён несравненным сиянием: «Предста ко Гробу и свет зря во гробе ужасашеся».

Ещё раньше в Евангелии описано, как апостолы, поднявшись при жизни Учителя с ним вместе на гору Фавор, стали свидетелями того, как Иисус «преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как снег».

На заре христианства этот неземной свет видели немногие из самого близкого окружения Христа и в самых исключительных обстоятельствах. Но за два прошедших тысячелетия его удалось наблюдать сотням тысяч людей не только разной веры, но и атеистам. Благодатный огонь стал сходить в храме Воскресения ежегодно в Великую субботу накануне Пасхи.

В IV веке император Константин Великий впервые после гонений легализовал христианство. Его мать, святая Елена, будучи в преклонном возрасте — почти восьмидесяти лет, — увидела сон, который призвал её на поиски христианских святынь на Востоке. На Голгофе и над Гробом Господним, обнаруженным во время раскопок в Иерусалиме, началось строительство храма Воскресения. Через 10 лет, в 336 году, он был освящён — императрица не дожила до праздника.

Примерно в это время была создана монашеская община для совершения богослужений и охраны Гроба Господня — «отряд усердных». Они охраняли храм до 1101 года — до прихода крестоносцев.

Порядок действий

Чудо схождения  Благодатного огня. ИерусалимСамым древним свидетельством на русском языке является рассказ игумена Даниила, который в начале XII века посетил Иерусалим и участвовал в пасхальных службах. Но все описания схождения

Благодатного огня до XV века рисуют одну и ту же картину. В 1480 году порядок службы изменился.

В наши дни священнодействие проходит следующим образом. Ключами от храма с VII века владеет представитель древнейшей мусульманской династии Нуссейби. Он же ставит свою печать на опечатанном воском входе в Гроб Господень. Утром в Великую субботу гасятся все лампады храма. В 12 часов в храм входит патриарх, который совершает литию с троекратным обхождением Гроба Господня.

После крестного хода Гроб распечатывается, и ризничий вносит потушенную Неусыпаемую лампаду. Патриарх в знак смирения снимает архиерейское облачение и остаётся в белом хитоне. Он берёт в руки 4 связки по 33 свечи и входит в Гроб. Коленопреклонённо молится, призывая Господа дать огонь как благословение и надежду на воскресение.

Патриарха сопровождают представители властей (в настоящее время израильские полицейские) и другие иноверцы — кавасы, турецкая стража. Она появилась при патриархе в те времена, когда немусульманам Иерусалима нельзя было носить оружие и именитые горожане пользовались услугами этой воинственной охраны. И сейчас они в храме, в роскошных одеждах, в красных фесках, с огромными тяжёлыми посохами. Были времена, когда они наблюдали за толпой: не слукавил ли кто-нибудь, зажегши свечу, готовые на месте снести голову злоумышленнику.

Ожидание огня может продолжаться от пяти минут до нескольких долгих часов.

Продолжение читайте в апрельском номере (№4, 2012) журнала «Чудеса и приключения».

Похожие статьи:

Теги: ,