Моцарт с отцом и сестрой в 1763 г. Старинная   иллюстрация, Париж Нумерологи считают, что жизнь великого композитора была кем-то подтасована.

«Я никогда не ложусь в постель, не подумав при этом, что, может быть (хотя я и молод), уже не увижу нового дня. Но при этом никто из моих знакомых не сможет сказать, что я угрюм или печален. За это блаженство я всякий день благодарю Творца и от души желаю этого блаженства каждому из своих ближних», — писал в письме Моцарт, по книге крещений — Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил. Греческое Хризостом по-латински звучало как Амадеус — возлюбленный Богом. Нельзя сказать, что жизнь его была сплошным мёдом, однако если признать творчество высшим удовольствием на грешной земле, то Вольфганг Амадей действительно был любимцем богов. Сам композитор предпочитал имя Вольфганг.

Он и по сию пору остаётся самым известным, более того, самым популярным композитором всех времён. Его музыку тиражируют не только диски, но и шкатулки, радио- и телезаставки, миллионы мобильных телефонов и, по сути, всё, что способно звучать. А его портреты в красном камзоле перекочевали на самые вкусные фирменные венские конфеты — с фисташковым марципаном. Он остаётся вечным ньюсмейкером — факты его биографии пережёвываются каждым следующим поколением, особенно загадочные обстоятельства смерти. Люди мистически настроенные уверены, что жизнь его была полна невероятных совпадений.

Начать хотя бы с того, что под детским портретом Вольфганга в семье Моцартов висел Гомеров «Гимн Меркурию» — а, как известно, одной из наиболее достоверных версий гибели композитора было отравление сулемой (двухлористой ртутью).

Магическим числом Моцарта нумерологи считают 18. И до сих пор невозможно сказать: было ли это число роковым в обстоятельствах его смерти, или же стало не случайным стараниями масонов, любящих навести тень на плетень? За что они могли мстить Моцарту?

Музыка для «братьев»

Вольфганг Моцарт. Неизвестный художник.  1803 г., Музей в ВенеВ середине XVIII века в Европе как грибы возникали тайные общества, в том числе масонские.

Их целью было вернуть общество к подлинным духовным истокам.

Когда Моцарт оказался в Вене, масонство цвело здесь пышным цветом. Так, известно, что в 1795 году в городе действовало восемь лож, причём, по словам штутгартского музыковеда Германа Аберта, «почти со смешной гласностью и демонстративностью».

Мистика с оригинальным привкусом увлекала венцев. Не только потому, что масонство позволяло воспользоваться, как сейчас бы сказали, социальным лифтом — легче было сделать карьеру через влиятельных «братьев», среди которых были герцоги, курфюрсты и даже сами короли. Притягивало к масонам и то, что они широко занимались благотворительностью, изыскивая и собирая средства для неимущих.

Вольные каменщики занимались и благотворительностью — в пользу бедных и пострадавших.

Моцарта, общительного интеллектуала, масонство необычайно притягивало. Выросший в образцовом христианском семействе, он всерьёз верил, что можно увлечь человечество высокими нравственными идеалами. Как натуре артистической, ему, несомненно, импонировало употребление масонами тайных знаков, поэтизация предметов, обретающих высокое значение, скрытое для непосвящённых.

Не говоря уж о том, что масоны трепетно относились к музыке, которая была непременной принадлежностью масонских собраний. Да что там — песни их в то время открыто распевались горожанами.

По одной версии, Моцарта сагитировал вступить в венскую ложу «Во имя благотворительности» Эммануэль Шиканедер — либреттист оперы «Волшебная флейта», ставший его поручителем. Это случилось в декабре 1784 года, когда Вольфганг был посвящён в ученики.

По другой версии, решающую роль сыграл величайший австрийский композитор Йозеф Гайдн, принадлежавший к ложе «К истинному согласию»: здесь 7 января 1785 года Моцарта посвятили в подмастерья; а потом он довольно быстро был инициирован в степень мастера.

Продолжение читайте в апрельском номере (№4, 2012) журнала «Чудеса и приключения».

Похожие статьи:

Теги: ,