Неутомимый искатель приключений Фёдор Конюхов намерен в нынешнем году побить ещё один мировой рекорд – подняться в стратосферу на высоту в 25 километров. Подготовка к эпохальному полёту уже ведётся полным ходом. Совсем недавно отважный путешественник предпринял обычный тренировочный полёт, который также стал очередным супердостижением.

В начале февраля нынешнего года успешный рекордный полёт Фёдора Конюхова и Ивана Меняйло на тепловом аэростате «Бинбанк Премиум» принёс сразу несколько достижений в копилку отечественного воздухоплавания. Выполнена главная задача – установлен новый абсолютный мировой рекорд продолжительности полёта для теплового аэростата – 55 часов и 15 минут. Предыдущий мировой рекорд продолжительности полёта на тепловом аэростате (50 часов 38 минут) установили японские пилоты Мичио Канда и Хиразуки Такезава 20 лет назад – в феврале 1997 года. Российские пилоты установили и национальный рекорд по дальности полётов на тепловых аэростатах – 1028 километров. Две ночёвки в полёте – это тоже достижение в области пилотирования тепловых аэростатов для нашей страны.

К абсолютному мировому рекорду россияне шли постепенно. Сначала полёт длительностью 19 часов в 2015-м, затем 32 часа – в прошлом году. В результате этих полётов была разработана облегчённая корзина, способная нести почти 5000 литров топлива для поддержания системы горелок. Кстати, в полёте на 55 часов использовались оборудование и баллоны с воздушного шара «Мортон», на котором Фёдор Конюхов облетел в прошлом году вокруг света. Так что и та памятная всем кругосветка через три океана и три континента внесла свой весомый вклад в обретение нового опыта.

В рамках полёта на тепловом аэростате объёмом в 10 000 кубических метров были протестированы и новое, самое передовое снаряжение, и оборудование. Например, костюмы для пилотов, в которых не холодно и удобно работать, бахилы и термобельё. А также специально сконструированный уникальный спальный мешок, выдерживающий температуру до –90,7 °C. С честью выдержали испытание и спутниковые трекеры «Иридиум». Эти приборы позволяют с ювелирной точностью определять местонахождение аэростата, рассчитывать траекторию полёта для того, чтобы члены команды могли вовремя оказаться в точке сброса с борта шара отработанных газовоздушных баллонов. Для питания навигационной системы, рации и спутникового телефона пилотам необходимы портативные источники энергии. Ранее приходилось пользоваться громоздкими и тяжёлыми батареями. В таком непростом деле, как рекордный полёт на воздушном шаре, на его длительность влияет каждый килограмм. В данном полёте пилоты использовали инновационные источники питания, которые обладают гораздо большей мощностью и значительно меньшим весом. Полёт длился при низких температурах воздуха в открытой корзине без систем обогрева, что стало серьёзным испытанием для батарей, но они показали превосходную работу.

Шар стартовал 7 февраля с лётного поля города Рыбинска и через три дня, в день Гражданской авиации, совершил посадку рядом с полем, где 7 августа 1961 года приземлился космонавт Герман Титов после своего рекордного суточного полёта вокруг Земли. И это все расценили как очень доброе предзнаменование.

А удача Фёдору Конюхову и его партнёрам просто необходима. Впереди у команды воплощение новых планов: полёт в стратосферу на высоту в 25 километров, полёт на дальность и перекрытие действующего рекорда – 2366 километров, установленного японцем Мичио Кандой в 1994 году, полёт на высоту в открытой корзине.

17 ноября 2016 года представители Международной федерации аэронавтики (FAI) вручили Фёдору Конюхову награду «Пилот года» в швейцарском городе Ла-Шо-де-Фон за выдающееся достижение в области воздухоплавания – рекордный одиночный кругосветный полёт на воздушном шаре. На церемонии награждения наш славный герой подтвердил своё намерение осенью нынешнего года подняться в стратосферу на рекордную высоту.

Действующий мировой рекорд высоты для теплового шара пока принадлежит Индии. 26 ноября 2005 года 67-летний пилот и бизнесмен Виджайпат Синганья установил абсолютный рекорд для теплового аэростата, поднявшись на высоту 21  027 метров. Стартовав в Мумбаи, за время подъёма и спуска он пролетел 250 километров и приземлился в провинции Паншале. Предыдущий рекорд был установлен ещё в 1988 году американцем Пером Линдстрандом и составлял 19 811 метров. Справедливости ради стоит напомнить, что ещё в январе 1934 года на советском стратосферном аэростате «Осоавиахим-1» был установлен мировой рекорд высоты в 22 километра над уровнем моря. После этого стратостат обледенел и рухнул на землю, все три члена экипажа погибли…

Согласно современным требованиям Международной федерации аэронавтики претендент на новый рекорд должен улучшить предыдущий результат на 3%. Таким образом, 65-летнему Фёдору Конюхову необходимо будет подняться минимум до 21 658 метров, чтобы установить новый мировой рекорд. Но он ставит себе задачу подняться на 25 000 метров.

Учитывая успешный опыт своего кругосветного полёта на шаре «Мортон», российский пилот сделал выбор в пользу английских производителей стратосферного шара. При его изготовлении особое внимание будет уделено герметичной капсуле пилота. В связи со снижением атмосферного давления на высоте в 20 километров и выше начинает кипеть вода и межтканевая жидкость организма в человеческом теле. И если не использовать герметическую кабину, на такой высоте пилот погибнет практически мгновенно. Технические данные российского теплового аэростата, строительство которого в Бристоле уже идёт полным ходом, впечатляют. Шар будет в пять раз больше «Мортона», и объём его оболочки составит 100 500 кубических метров. Он станет самым большим воздушным шаром, созданным за всю историю мирового воздухоплавания. Высота конструкции составит 70 метров, ширина шара – 60 метров. Зато вес оболочки – всего 872 килограмма! Общий же вес конструкции (оболочка, гондола, горелки, топливо) достигнет 1672 килограммов. Для сравнения: шар «Мортон» весил 10 000 килограммов. Экономия веса будет достигнута за счёт инновационных материалов. Герметичную гондолу изготовят из сверхлёгкого алюминиевого сплава, для горелок станет использоваться авиационный керосин, который зальют в два столитровых бака. В общем, современные технологии и сила духа неугомонного Фёдора Конюхова – мечтателя, писателя, художника и православного священника – обещают России вновь оказаться впереди планеты всей. И это будет справедливо!

Александр Нефедов
Подробнее в №5/2017 журнала «Чудеса и приключения», стр.74-76

 

Похожие статьи:

Теги: , ,