С. Дали. “Сон”, 1937г.В существование души люди верят не одну тысячу лет. Но с развитием цивилизации эта неуловимая субстанция становится всё загадочнее.

Пар или сгусток энергии?

Её испокон веков представляли как нематериальную субстанцию, бесплотную тонкую материю, похожую на пар или туман. Иногда, напротив, как сгусток сконцентрированной мощной энергии. Без души немыслима жизнь человеческого тела, поэтому все религии трепетно относились к вопросу, как её оберегать и защищать. Опасными для души считались вступление в новый дом, болезнь, рождение ребёнка, сон.

Многие народы были уверены в том, что ночь ослабляет связь между душой и телом. По верованиям иудеев, Бог каждую ночь берёт на хранение человеческие души, которые утром возвращает в тело.

Индуисты вообще рассматривали сон как промежуточное состояние между жизнью и смертью, когда душа становится свободной от утомительных земных дел и свободно парит в высших сферах.

Некоторые ответвления буддизма полагали, что связь между душой и телом не прерывается и душа имеет лишь относительную свободу — она привязана серебряной нитью к телу человека. Она может удлиняться до бесконечности, однако душу, отлетевшую от тела на опасно далёкое расстояние, нить способна молниеносно вернуть обратно. Вот почему многие народы твёрдо верят: опасно будить погружённого в глубокий сон человека, потому что душа может не успеть возвратиться из своих странствий.

Свободно парящую душу можно было поймать, и этим занимались колдуны и чёрные маги. За украденную душу в Африке платили огромные деньги, а злые волшебники совершали над ней определённые ритуалы, чтобы убить или заставить болеть её владельца. Можно было похитить душу для того, чтобы сохранить любовь и привязанность определённого человека.

У древних племён издавна существовали специальные ритуалы, когда жрецы или врачеватели в опасную минуту забирали душу на хранение. Египтяне полагали, что душа может возвращаться в тело человека после его смерти, поэтому их похоронные традиции и ритуалы проявляли невероятную заботу о сохранении тела. Египтяне даже предусматривали ситуацию, если тело всё-таки подверглось разрушению. На этот случай они создавали портретное изваяние, которое могло заменить тело вернувшейся душе.

В сердце или в большом пальце ноги?

Говоря о душе, мы употребляем это слово в единственном числе. Однако древние народы считали, что у человека несколько душ. По африканским верованиям, география души разнообразна — её помещают в дыхание, в солнечное сплетение, позвоночник, печень, уши, волосы, лёгкие и даже размещают по одной душе в каждом органе человеческого тела.

По верованиям тибетцев, душа не имеет постоянного места обитания; каждый новый день месяца она перемещается в разные части тела человека, начиная свой путь от больших пальцев на ногах.

Не только африканцы, но и индусы, и азиаты насчитывали в человеке огромное число душ, обожествляя не только каждый орган человеческого тела, но и проявления психики; наделяя душой состояние веселья, задумчивости, смеха и даже таланты, умения и навыки.

Некоторые религии вмещают в человека и 120 душ, и 30 тысяч душ, и все бесчисленные души умерших предков.

В античные времена и средние века люди были твёрдо уверены, что у человека есть мыслительная, чувствительная и растительная души. Платон полагал, что они помещаются соответственно в голове, груди и ниже грудной перегородки.

Однако большинство религий древности и нашего времени представляют человека владельцем одной-единственной души. Древние евреи полагали, что она уникальна и заключается в крови человека. В этом была очевидная логика житейского опыта — ведь потеря крови равносильна смерти.

Отзвуки такого верования сохранились в различных культах, традициях, в магии и колдовстве. До сих пор в народном сознании живёт и действует вера в магическую силу крови. Клятва на крови, братание — самый крепкий договор, который нерасторжимо связывает его участников на всю жизнь.

Примерно такова и логика древних славян, которые соотносили душу с дыханием человека, справедливо считая: где нет дыхания, нет и жизни.

Библейский стих из Книги Бытия так говорит о творении человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Почти на каждой странице Священного Писания встречается упоминание о душе, и чаще всего оно соседствует с сердцем как главным органом чувств.

Эта мысль находит подтверждение в религиозных книгах разных народов и перекликается с интуитивными представлениями современных детей, опрошенных психологами в Германии, США и России.

Их ответы поразили сходством. Самые старшие говорили, что душа находится везде, во всем теле, и показывали широкую область от головы до колен. Средняя группа утверждала, что душа обитает в человеческой голове. А вот в самой многочисленной группе малышей ответ был однозначный: дети не задумываясь указывали на область сердца.

Икона вместо Сталина

Это удивительным образом совпадает с фундаментальными выводами учёного и богослова, профессора медицины В. Ф. Войно-Ясенецкого, известного верующим как архиепископ Лука. Хирург с мировым именем, он в самые страшные годы гонений на церковь принял сан священника. Неслыханным вызовом всей системе было то, что в своём кабинете он вместо портрета Сталина повесил большую икону.

Валентин Феликсович называл себя «мужицким доктором», лечил людей и в провинции, и в жутких лагерях, где сам трижды отбывал долгие сроки заключения, и в военных госпиталях. После войны удостоился Сталинской премии за книгу «Этюды гнойной хирургии».

Характер Войно-Ясенецкого ярко проявился в эпизоде, когда после присуждения премии он был представлен Сталину. Тот спросил: «Профессор, вы часто вскрываете человеческое тело. Вы там не видели, где находится его душа?» Отец Лука задумчиво ответил: «Часто я в человеческом теле не видел и совести».

Плодом раздумий о внутренней жизни человека стала книга Войно-Ясенецкого «Дух, душа, тело», так и не опубликованная при его жизни. В ней он воедино свёл созвучные представления о душе, обнаруженные им в Священном Писании, философии, новейших достижениях медицины: органом высшего познания является не мозг, а сердце. Свои выводы автор основывает на современных ему открытиях физики, психологии, обращается к исследованиям И. П. Павлова, философским работам Эпикура, Паскаля, Бергмана, текстам Священного Писания и народной мудрости.

Работа над книгой продолжалась почти двадцать лет, а издана она была только спустя полвека в Брюсселе. До этого ходила в самиздате в виде машинописного текста, вызывая противоречивую реакцию — от восторга до полного неприятия. В наше время издавалась не раз; не все её положения сохранили свою актуальность, но многие догадки великого учёного нашли подтверждение в новых областях медицины, которых не было при его жизни.

Пересадка судьбы

По представлениям Валентина Феликсовича, именно в сердце человека находится его душа, его индивидуальные особенности, способность любить, воспринимать чувства и божественные истины. Казалось бы, возможность пересадки сердца от одного человека к другому принципиально противоречит этому утверждению. Как можно пересадить, трансплантировать человеческую душу?

Как это ни удивительно, но с того момента, когда пересадка сердца стала практически рутинной операцией, появились аргументы в пользу того, что особенности и характер личности запрограммированы не в мозге, а в сердце. И именно оно контролирует деятельность мозга, а не наоборот.

Давно замечено, что многие пациенты, пережив пересадку сердца, начинали наблюдать в себе непонятные изменения. Это касалось поведения, вкусов, пристрастий, интересов. На начальной стадии обобщения результатов 180 тысяч операций было установлено, что наиболее успешны те, когда донор и реципиент одного пола. Причина неясна — ведь анатомически женские и мужские сердца не имеют никаких различий.

Пол Пирсел, врач-психиатр госпиталя в Детройте, систематизировал наблюдения за изменением поведения 140 людей после трансплантации сердца и описал их в своей книге «Код сердца». В ней он подтверждает: при пересадке сердца особенности личности донора неожиданно начинают проявляться в реципиенте. То есть весь комплекс особенностей донора — его мысли, привязанности, мечты и страхи — закодирован в клетках сердца и при пересадке хотя бы частично переходит к другому человеку.

Одна из самых мистических историй, подтверждающих теорию, произошла в Америке. Некто Сини Грэм, житель штата Джорджия, застрелился в возрасте 69 лет. Ничто не предвещало трагедии: общительный и жизнерадостный Грэм был счастлив в семье, не имел пагубных пристрастий и долгов, не проявлял склонности к депрессии.

Одно удивительное обстоятельство превратило известие в настоящую сенсацию. Оказалось, 12 лет назад Грэму было пересажено сердце человека, который застрелился точно таким же образом во дворе того же дома. Выяснилось, что после операции Сини сумел разыскать вдову своего донора, страстно в неё влюбился и женился на ней.

Что привело его жизнь к драматическому финалу, не знает никто. Однако поразительное сходство целого ряда деталей наводит на мысль о том, что Грэм вместе с сердцем получил не только характер, но и судьбу своего донора.

А что говорит о трансплантации сердца православная церковь? Её позиция чрезвычайно осторожна. Концепция РПЦ отдельно рассматривает вопросы биоэтики, где допускает возможность добровольного жертвования органов для спасения другой жизни. Но подчёркивается, что нарушение душевно-телесного единства человека может повлечь за собой необратимые изменения и даже разрушение личности. Пересадка органов и тканей животного происхождения считается недопустимой.

Сфера души человека до сих пор остаётся глубокой и непостижимой тайной. «Для нас, мой друг, чреда веков былых есть книга за семью печатями», — сказал поэт («Фауст» в переводе А. Фета). И снимая эти печати, нужно действовать исключительно бережно и тактично, понимая, что каждая душа — это огромный, неповторимый мир, разрушение или потерю которого невозможно восполнить.

Похожие статьи:

Теги: ,