Манекен используют художники и портные. О нём пишут книги, снимают фильмы. Его любят: лишён изъянов и обладает идеальными формами. Создатели манекенов идут по стопам сюжета о скульпторе Пигмалионе и созданной им Галатее. Легенда не мешает, а помогает придумывать новые образцы изделия – тела совершенного человека, с которым у творца порой складывается мистическая связь

Не исключено, что первыми исполshutterstock_367860152ьзовали в качестве моделей раскрашенные фигурки из обожжённой глины портнихи Древнего Рима, хотя другие эксперты утверждают, что это были современники фараонов. Говорят, в гробнице фараона Тутанхамона нашли изображение его торса, обряженного в одежды.

Сочетание греческого и египетского – мифа о Пигмалионе и преданий о фараонах – было реализовано в фильме «Манекен» (1987). Художник, сотворивший манекен прекрасной женщины, которую выставили в витрине универмага, влюбляется в своё творение. Однажды манекен ожил, и перед художником предстала египетская принцесса, умевшая перемещаться во времени.

Фигурины, как в пору фараонов называли прародителей нынешних манекенов, были подобием богов. Но боги несли образ животных и птиц. А фигурины – красоту человека, равного богам.

Идея обожествления чуда не исчезла. Тем более что к его сотворению прикладывали руку люди духовного сана. Итальянский монах Сан Марко в 1573 году использовал глину и дерево, назвав одетую куклу manichino, по названию детали наряда – кружевной отделки манжеты. Считается, что это был тот самый образец манекена, который доныне без существенных изменений используют в швейном деле.

Манекен значительно упростил работу дизайнеров, выполнявших заказы высокородных особ. Англичанин Чарльз Уорт, ставший в 1860-х годах распоряжением императрицы Евгении, супруги Наполеона III, официальным модельером двора, имел в активе не один манекен её величества. Это обстоятельство, будучи обнародованным в европейском монаршем доме, стало чем-то вроде спускового крючка. Однажды клиентами Уорта одновременно оказались девять королев и пять королей, которым, понятно, было не с руки всякий раз приезжать к модельеру на примерку. Он сновал меж манекенов с бирочками, чтобы не ошибиться, кто есть кто, и отдавал распоряжения швеям. Правда, чтобы действовать со стопроцентной уверенностью, Уорт ввёл в штат дам, которые, обладая абсолютно точно такими же пропорциями, что и высокие особы-заказчицы, именовались двойниками.

Уорт настолько ловко управлялся как со снующей по ателье, так и с деревянной гвардией, что супруга Александра III Мария Фёдоровна, зная о двойнике и своём, пардон, дубовом обличье, делала заказы по телеграфу, предоставляя кутюрье право выбора ткани и фасона, а также отправки готового наряда в Санкт-Петербург.

У манекена того времени был единственный минус – он был статичен. Кутюрье обратились к инженерам. Так появились конструкции, позволяющие менять положение частей тела. Применяли классический принцип «Остановись, мгновенье, ты прекрасно», что помогало дизайнерам и портным решать важную задачу: как смотрится та или иная ткань на изгибах тела.

Сегодня модельер, работающий по индивидуальному заказу, стоит перед той же проблемой. Но у него более совершенные инструменты. Он работает, используя трёхмерное изображение живой модели. Затем оно обрабатывается на компьютере, а после создания виртуального прототипа создаётся макет, форма для изготовления, применяются материалы, среди которых пенопласт, пластик, полиуретан, дерево, картон, металл, папье-маше.

Основа обтягивается тканью, регулируется по высоте, наделяется собственной позой, как правило, характерной именно для этого заказчика. Чтобы определить позу, нанимается фотохудожник, который готовит объёмистое портфолио, из которого модельер выбирает наиболее характерное для оригинала движение.

Александр Меламед

Продолжение в №10, 2016 журнала «Чудеса и приключения»,стр.48-51

Фотография — shutterstock.com ©

 

Похожие статьи:

Теги: , ,