Дельфийская сивилла. Фреска Микеланджело в Сикстинской капелле. 1508-1512Пока чревовещание не ушло на сцену, тысячелетиями считалось, что это вселившиеся в человека демоны говорят из самого его нутра.

Из-под праха шептать будет речь твоя

«Бить кнутом и, вырезав ноздри, сослать в Охотский острог и определить её в работу вечно» — так поступили с 11-летней крепостной девчонкой Ириной Ивановой. За что? Хозяин, боярский сын Алексей Мещеринов, 26 августа 1737 года сдал малютку в Томскую тайную канцелярию, жалуясь, что она «испорчена дьяволом, который поселился в её утробе и говорит ясно человеческим голосом». Вспомнил эту историю журнал «Природа и люди» за 1896 год. Так ведь ещё легко отделалась Ирина. А родилась бы в Европе веком раньше — гореть бы ей на костре.

XVI и XVII века в Старом Свете были для чревовещателей поистине страшными. Услужливых, угодных чревобасников власти причисляли к святым; неуправляемых же считали сосудами дьявола, подлежащими страшным казням. Церковь подхлёстывали туманно-устрашающие слова ветхозаветного пророка Исайи: «И будешь унижен, с земли будешь говорить, и глуха будет речь твоя из-под праха, и голос твой будет, как голос чревовещателя, и из-под праха шептать будет речь твоя».

Правда, Эразм Роттердамский описал совсем другую историю, когда священник склонял свою прихожанку к сожительству голосом покойника. А в случае отказа грозил ей пытками. Даже не знаешь, плакать или смеяться.

Жвачка Дельфийского оракула

Искусством умелых чревовещателей (вентрологов) учёные сегодня объясняют многие чудеса египетских жрецов. В том числе таинственные звуки в подземных храмах и диалог колоссов Мемносских с Озирисом.

У греков был в чести Дельфийский оракул — прорицалище при храме Аполлона. Раз в год пифия в златотканых одеждах, с венком на голове взбиралась на высокий треножник и от имени богов запредельным голосом произносила предсказания. Правда, есть версия, что в экстаз жрицу вводили дурманящая жвачка из лавра и наркотические испарения, заставлявшие её бормотать нечто маловнятное, что толковалось потом в зависимости от желания правителя.

Чревовещание хорошо известно у индусов, эскимосских шаманов, колдунов африканских племён зулусов и маори. И не надо думать, что все вентрологи цинично дурачат окружающих. И уж, во всяком случае, в древности они и сами не понимали природы своего дарования. А некоторые верят в его сверхъестественную сущность до сих пор.

Невинное животоговорение

Первую попытку членораздельно объяснить загадочное явление сделал французский аббат Жан-Баптист Ла Шапель. В 1772 году парижская Академия словесных наук издала его книгу «Вентрология, или Животоговорение». В ней, в частности, приводится история купца Сент-Жиля.

В 1770 году Ла Шапель, хорошо знакомый с Сент-Жилем, стоял рядом с ним. Вдруг чей-то голос произнёс имя аббата сначала с крыши, потом и вовсе откуда-то из-под земли...

Фокус Сент-Жиля поразил аббата. Он пришёл к выводу, что всякий чревовещатель придаёт звуку большую или меньшую полётность. В идеале голос должен был слышаться словно бы с расстояния 30-40 метров!

Шли десятилетия — и к чревовещанию всё больше начинали относиться как к эстрадному фокусу, или, как бы мы сейчас сказали, энтертейнменту. И чем талантливее вентролог — тем ближе ощущение чуда, будь он предсказателем или просто артистом.

Волшебный старичок фон Менгена

Окончательно снял с чревовещания клеймо дьявольского промысла датский посол во Франции барон фон Менген. Артистичный и остроумный, он не терпел спесивого празднословия. Так появился на свет маленький игрушечный старичок, которого дипломат сажал во внутренний карман камзола. Когда скука одолевала высшее общество, Менген затевал со старичком презабавнейшие беседы, мгновенно собиравшие удивлённых слушателей. Стоило этому крохотному собеседнику ляпнуть что-нибудь нелепое — Менген, «вспылив», запихивал игрушку глубоко в карман, несмотря на протесты возмущённого старикашки.

В 1770 году Менген раскрыл секрет фокуса, рассказав, как он координирует звуки речи с движением нижней челюсти старичка, которая незаметно управлялась верёвочкой.

Фред РобиБалтимор, удививший Пушкина

Принципиально новым шагом в развитии уже сценического жанра, а не мистической сверхспособности, стало искусство француза Александра Ваттемара. Известно, что он начинал как врач-хирург, но уже в 1814 году давал в Берлине целые представления под псевдонимом Балтимор. В сценках участвовало до десяти «персонажей». Феноменально талантливый лицедей менял не только голос, но и походку, манеры, костюмы: лорд у него мгновенно оборачивался кучером, старуха — скромным юношей, при этом они разговаривали между собой! Позже таких артистов стали называть трансформаторами: чревовещание они сочетали с невероятным искусством перевоплощения, мгновенным переодеванием и сменой грима.

Искусством Балтимора восхищались Гёте, Шамиссо, Томас Мур, Ламартин. Вальтер Скотт посвятил ему стихотворение:

«Всегда все косились, и не без причины, На тех, кто под шляпой носил две личины, — Вчера ж у тебя было двадцать голов. Скажи нам, искусник, ты сам-то каков?»

Взволновало искусство Ваттемара и Александра Пушкина, когда в 1832 году артист посетил Россию. Поэт написал жене: «К нам в Петербург приехал ventroilogue, который смешил меня до слёз, мне, право, жаль, что ты его не услышишь».

Пушкин тоже сочинил стихи в честь Ваттемара. Увы, они утеряны; осталась лишь запись знакомым почерком в альбоме артиста — в библейском духе: «Имя ваше легион, так как вас много». Имелось в виду ошеломительное разноголосье персонажей Балтимора.

Знаток старины Михаил Пыляев со слов очевидцев записал, что Ваттемару ничего не стоило развлекать простых прохожих на улице: раз баба несла охапку дров, а он разговаривал с ней на разные голоса из каждого полена.

Эдгар Берген с марионеткой Чарли МаккартиЧарли, Вилли и Кирюша

К концу XIX — началу XXX века чревовещание в цирках и варьете стало рядовым явлением. Мистическая окраска улетучилась — номера веселили и уже совсем не пугали.

Первым профессиональным русским вентрологом, или, как их ещё называли в России, чревословником, считается цирковой артист-самоучка Григорий Донской (1865—1956). На арену он выпускал золотую тележку с куклами, запряжённую собакой. Любимыми куклами были рыжий Джон и дама с букольками Паулина. Они у него вечно пререкались, как ни корил и ни мирил их артист своим собственным голосом. Ведь Донской говорил за всех, в том числе и за собачку. Дело доходило до двенадцати разных голосов. Собачка, кроме того, пела романс! И была способна свободно беседовать с хозяином на пяти языках.

Отцовский дар передался Марии Донской, которая чаще всего выступала с куклой Андрюшей.

А вот у Раисы Виноградовой, поначалу учившейся петь у Ирмы Яунзем, вентрологический талант проявился случайно. Однажды ей подарили куклу Кирюшу. Лет пять кукла бесполезно просидела в кресле, пока хозяйка не решила передать её фокуснику Владимиру Переводчикову.

Когда тот пришёл за подарком, Раиса взяла куклу в руки и... та неожиданно заговорила детским голоском: «Заходи, красавец, присаживайся! А ты, Раиса, давай наливай чего-нибудь гостю». Переводчиков был так потрясён, что тут же убедил Виноградову посвятить жизнь редкому жанру, и не ошибся.

Самым знаменитым чревовещателем ХХ века остался в истории американец Эдгар Берген (1903—1978). Уже в 11 лет он выступал с марионеткой по имени Чарли Маккарти, с которой не расставался всю жизнь. Снялся в десятках фильмов, а с 1947 года вёл развлекательные программы на канале Эн-би-си. Был удостоен «Оскара» и звезды на голливудской Аллее славы.

Кроме него всемирную популярность обрели англичанин Джон О'Рейли и швейцарец Фред Роби, прославившийся после конкурса вентрологов в Париже в 1951 году.

Курьёз нашего времени — вентрологический талант вице-канцлера Германии Филиппа Рёзлера. Он даже участвовал в детском телешоу с куклой Вилли, рассказывая юным зрителям, почему не надо бояться докторов.

Раиса Виноградова с КирюшейСпичка вам поможет!

«Болезненной аномалией организма» называл вентрологию Гиппократ. Если до сих пор, уже в XXI столетии, чревовещание даже в самом артистическом исполнении способно заставить нас застыть в изумлении, можно представить себе, как сражало оно публику гораздо менее просвещённых веков.

Да что там публику! В 1773 году в немецкой энциклопедии «Универсаль-лексикон», составленной выдающимися учёными XVIII века, чёрным по белому было написано: «Чревовещатель направляет голос через гортань в обратном направлении, и звук выходит через отверстие в животе» (!).

На самом деле всё не так физиологично и гораздо тоньше. При чревовещании задняя часть голосовой щели сильно сужается. Чем сильнее — тем отдалённее звучит голос. Стоит опытному вентрологу стянуть нёбо, откинуть язык назад и сузить щель гортани — голосовые связки раздуваются, и резонансные оттенки собственного голоса стираются. Выдыхаемый воздух даёт тон выше обычного чуть ли не на октаву. Нетрудно вспомнить, что чревовещатели всегда любили «собеседников» с тоненькими голосами, а эстрадные артисты и по сию пору предпочитают выступать «в паре» с куклой-ребёнком. Голосу можно придать особый, например, металлический призвук или носовой оттенок. А если постараться спустить его ниже — он зазвучит глухо, как из преисподней.

Очень важно уметь правильно распределить набранный в лёгкие воздух. Это особенно трудно при самом эффектном приёме чревовещателей — быстрой смене нескольких голосов. Чревовещатель как минимум перебрасывается с «собеседниками» короткими репликами. Когда говорит «он сам», лицо его максимально подвижно; когда вступает «собеседник» — артист чаще всего поворачивает к нему голову, чтобы скрыть и без того почти не видимые движения своих губ. Или, как всякий фокусник, отвлекает от себя внимание — например, поднося руку к уху (словно бы напряжённо прислушиваясь) или просто изображая живейший интерес к своему визави.

Текст компонуется весьма искусно: в словах не должно быть губных согласных «б», «п», «м».

Так что ни о каком вещании из чрева — то есть из живота, — а тем более через какое-то особое отверстие нет и речи. Весь фокус — в тренировке и, конечно, в артистизме. Желающие могут начать хоть сейчас: зажав между зубами спичку, попытаться произнести текст со всей возможной внятностью. Кто знает, может, на подходе второй Берген или Донской?

Хотя как сказать: наверное, неспроста во Всемирной ассоциации вентрологов состоят всего около ста профессиональных артистов — видно, не такое уж это простое занятие.

Похожие статьи:

Теги: ,