В необозримо далёком прошлом по Земле бродили люди, не обременённые проблемами цивилизованного мира. Их целью было просто выжить в огромном враждебном мире. Главным ответом на вопрос «быть или не быть?» являлись пища и безопасность. Кто-то первый, бесстрашно шагнув в тёмную пещеру, понял: она может стать укрытием и жилищем. А тяжёлый камень стал прообразом двери, без которой теперь немыслимо ни одно жилище.Двери

Знак безопасности. Дверь закрытая

Закрытая дверь — символ уединения, безопасности и покоя. Пограничный пункт между домом и внешним миром, преграда между жилищем и божественными и демоническими стихиями. А порог стал рубежом, за которым человек становился беззащитным перед загадочным миром духов.

Во всех странах древнего мира была традиция укреплять защитные силы дверей с помощью магических приёмов. Появились ритуалы: двери омывали водой, мазали мёдом, а во время эпидемий окуривали священными травами. У разных народов в дверь втыкали острые ножи, куски серпов, кос, украшали в праздники растениями-оберегами. На внешней стороне изображали специальные знаки, пентаграммы, писали молитвы и заговоры от злых духов.

Древние греки помещали у дверей изображение Гекаты, многоликой богини, смотрящей одновременно во всех направлениях. В Китае створки украшались изображением двух духов-покровителей и ветками ивы, сулившими счастье и добро.

Библейская история исхода евреев из Египта повествует о десятой казни египетской, когда Ангел смерти истреблял египетских младенцев. Дома, где находились дети избранного Богом народа, Ангел обходил, потому что Господь приказал евреям отметить косяки дверей кровью жертвенных агнцев.

Древние славяне при вхождении в новый дом распахивали дверь и кидали перед собой моток шерсти — держась за нитку, в новое обиталище по старшинству входила вся семья, после чего дверь плотно закрывалась. У многих народов было принято класть на пороге нового жилья угощение для богов и духов.

С появлением праздника Рождества на двери рисовали или выжигали праздничной свечой крест. Наиболее распространённым оберегом стала повешенная на двери подкова. В славянском мире её вешали рожками вниз, в Европе — рожками кверху, чтобы дом был полной чашей. Покой храмов и святилищ — жилищ богов, — как правило, охраняли скульптурные изображения ужасных демонов и диковинных зверей. Именно таким образом в Шумере, Древнем Египте, Индии и Японии обозначалась граница между миром обыденности и сакральным миром. Только жрецы и служители культа могли без опасности для жизни пересекать эту границу. В Древнем Израиле священники по краю одежды нашивали золотые колокольчики, «дабы слышан был от него звук, когда он будет входить во святилище пред лице Господне и когда будет выходить, чтобы ему не умереть».

Знак радушия. Дверь открытая

Дверь в полеОткрытая дверь в народном сознании ассоциируется с представлениями диаметрально противоположными. С одной стороны — это знак преодоления препятствий, открытости и радушия. С другой — символ перехода в иное состояние, свидетельство ухода или смерти.

Древнейшим обычаем славян было открывать двери в доме умирающего — по их представлениям, это помогало душе покинуть тело. В похоронных ритуалах также участвовала открытая дверь, иногда даже было принято снимать её с петель и переворачивать. В поминальные дни под Рождество дверь оставляли открытой, чтобы души умерших могли прийти на праздничный семейный ужин.

Открытой дверью, как считалось, облегчали и приход в жизнь новых людей. В символике рождения дитя было путником, которого приглашали в дом, а утроба матери — дверью. Чтобы облегчить роды, открывали двери с приговором: «Как открывается дверь, так же пусть откроется и эта женщина».

Открытая дверь в самом высоком понимании этого слова — это Евангелие и сам Христос. Господь говорил о себе: «Я есмь дверь, кто войдёт Мною, тот спасётся...» Православный храм устроен по законам религиозной символики. Алтарь, отгороженный иконостасом, — прообраз Небесного алтаря, где происходят главные таинства церкви. В алтарь ведут три двери — центральные, которые называют Царскими вратами, и по обе стороны от них — Диаконские.

Подходя к центральному моменту богослужения, диакон восклицает: «Двери, двери, премудростию вонмем!» — после чего верующие произносят Символ веры. В старину это восклицание призывало иподиаконов закрыть и охранять входные двери, чтобы в храм не вошли недостойные. Сейчас привратников нет, и восклицание звучит как призыв отгородить свой ум от всего суетного и греховного. Завеса Царских врат, напротив, раздвигается — это символизирует освобождение гроба от камня. Таинство спасения человека от смерти для вечной жизни открывается всему миру.

Продолжение читайте в майском номере (№5, 2012) журнала «Чудеса и приключения».

Фотографии © Shutterstock

Похожие статьи:

Теги: , ,