Условия, налагаемые теперешней цивилизацией на её последователей, таковы, что большинство, вместо того чтобы способствовать своему внутреннему росту, жертвует всем своим временем и энергией для достижения материального благосостояния. Верный ли путь это большинство избирает?

Каждый обладает присущей ему суммой энергии. Когда она вся растрачивается для достижения чувственного удовольствия или для интеллектуального удовлетворения, то ничего не остаётся для раскрытия божественного зародыша, сокрытого в сердце. Если ум постоянно отвлекается впечатлениями внешнего мира, то внутренняя сосредоточенность мысли, необходимая для достижения самопознания, становится невозможной. А без познания самого себя, своей внутренней сути эволюция души не происходит; другими словами, человек остаётся стоять всё время на одной и той же ступеньке духовного развития. Его как бы носит по кругу. Он не выполняет своей миссии, с которой пришёл на эту землю.

Рабочие классы, торговый люд, учёные, доктора, работники судов и проч. – все деятельно предаются внешнему преуспеянию и почти не находят времени для сосредоточения своих душевных сил. Большинство постоянно озабочено погоней за призраками и иллюзиями, годными только до поры до времени и прекращающими смысл вместе с прекращением жизни в физическом теле. Время и энергия их растрачиваются на приобретение жизненных удобств. Душа их пребывает в бездействии. Природа же, однако, не обращает внимания на наши оправдания в вынужденности такой жизни. Закон причин и следствий слеп, глух и недоступен самой убедительной аргументации. Человек, падающий с горы в пропасть, рискует сломать себе шею так же, как если бы бросился вниз добровольно; человек, неспособный к движению вперёд, остаётся позади наравне с нежелающим двигаться вперёд.

Однако природа далеко не так жестока, как это кажется при поверхностном наблюдении. То, что необходимо человеку в жизни, в сущности, весьма незначительно и обыкновенно легко достижимо, так как природа всё предусматривает для своих детей (вспомним библейское: «…и будет день, и будет пища»). И если не все могут достигнуть относительного благополучия, то тут кроется какое-нибудь серьёзное зло, скрытые формы которого могут быть очень разнообразны.

Л.М. Лопатин (1855–1920)
философ и психолог

Л.М.Лопатин. Заветные мысли. Часть 2

Похожие статьи:

Теги: , ,