Я думаю, что в нашей жизни соединяются предопределение и свобода воли, но мы не можем установить их соотношение. Отрицать совершенно свободу воли – значит отрицать очевидность: ибо, в конце концов, если твой дом горит, ты оттуда выходишь и спасаешься.

Итак, если мы допускаем это, то можем до некоторой степени руководить обстоятельствами и допустить своё воздействие на других людей. Изо всех же действий самое могучее – действие души: ни в каком положении душа не приобретает более обширного развития, как в приближении к Богу. Просить с верой у Бога, чтобы Он отстранил несчастье от любимого человека, – не есть бесплодное дело, как уверяют некоторые философы, признающие в молитве только способ поклоняться Богу, сообщаться с Ним и чувствовать Его присутствие.

Прежде всего молитва производит прямое и сильное воздействие на душу человека, о котором молятся, так как чем более вы приближаетесь к Богу, тем более становитесь в независимость от вашего тела, и потому ваша душа менее стеснена пространством и материей, которые отделяют её от той души, за которую молятся. Я почти что убеждён, что два человека, которые молились в одно и то же время с одинаково сильной верой друг за друга, могли бы сообщаться между собой без всякой помощи материальных сил и вопреки отдалению.

Это прямое действие на мысли, на желания и потому – на решения той родственной души… Мне кажется, первобытное состояние нашей души – это сильная любовь к добру или к Богу, и мы теряем её холодным прикосновением к материи, в которой заключена наша душа.

Граф А.К. Толстой (1817–1875),
поэт и драматург
Художник – К.П.Брюллов (1836 г.)

Похожие статьи:

Теги: , , ,