Анастасия Архипова. Иллюстрация к сказке АндерсенаКогда на морозном небе сияют звёзды, а на земле звучат рождественские колокольчики, дети вновь и вновь читают сказку Андерсена «Снежная королева», исполненную веры, надежды и любви.

На свете не так уж много сказочников. Ганс Христиан Андерсен родился в 1805 году в Дании, на острове Фюн, в старинном городке Оденсе, на узенькой улочке Мункемелле. Половину жизни он прожил в бедности и безвестности и, даже став богатым и знаменитым, не обрёл житейского счастья: ни семьи, ни любви, ни света, ни покоя... Но за свою несчастливую жизнь он сочинил сто семьдесят великих сказок, которые будут жить, пока в мире будут дети, то есть вечно. Из трёх христианских добродетелей Андерсен почти потерял надежду, но сохранил веру и любовь. Что ж, он, пожалуй, один из наиболее христианских, истинно верующих писателей. Вот только советским детям и их родителям знать это не полагалось. Они и не подозревали, что «Снежная королева», выпущенная для них «Детгизом», совсем не та сказка, которую сочинил великий сказочник.

«Розы цветут... красота, красота!»

Да-да, во всех советских изданиях «Снежной королевы» (кроме «взрослого» академического) вычеркнуты даже намёки на христианские идеи и образы. Исчезли божественные чудеса (дьявольские, впрочем, остались); исчезли ангелы господни; молитвы и псалмы; христианская символика. Даже безобидные розы утратили христианский смысл и либо попросту поселились в огороде на балконе между домами Герды и Кая, либо были упрятаны под землю в саду старой колдуньи, чтобы не напоминать Герде о Кае. Оттого-то в сказке «Снежная королева» многое остаётся непонятным. Попробуем же перечитать любимую сказку и открыть её тайны.

Роза — символ любви и вечной женственности. Белые розы символизируют чистоту Девы Марии, непорочно зачавшей младенца Христа, красные, как капли крови, напоминают о его распятии. Простой люд верил, что розой можно отпугнуть самого дьявола. А у Андерсена розы, оставаясь символами христианской любви, хранят память детей о себе и о Боге.

Девочка выучила псалом, в котором тоже говорилось о розах; девочка пела его мальчику, думая при этом о своих розах, и он подпевал ей:

Розы цветут... Красота, красота!
Скоро узрим мы младенца Христа.

Дети пели, взявшись за руки, целовали розы, смотрели на ясное солнышко и разговаривали с ним — им чудилось, что с него глядел на них сам младенец Христос.

Элизабет Йерихау-Бауман. Ганс Христиан Андерсен читает детям историю "Ангел"Ранний символ христианства — рыба. (Вспомните, ведь и первые апостолы были рыбаками). Не случайно и лапландка, чтобы помочь Герде, пишет финке «несколько слов на сушёной треске». И Маленькая Разбойница, вопреки воспитанию и всему укладу своей лихой жизни помогающая Герде найти Кая, воплощает библейский мотив раскаявшегося разбойника. А возвращение Кая в отчий дом вызывает в памяти евангельскую притчу о возвращении блудного сына: «...надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся» (Евангелие от Луки 15:11-32).

Андерсен рассказывает, как дьявол пытается направить на Бога кривое зеркало, которое, не достигнув небес, разбивается и приносит неисчислимые бедствия человечеству, — это же явный парафраз библейской истории о восстании дьявола: «...И произошла на небе война... И низвер-жен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною... низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним... Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошёл диавол в сильной ярости...» (кн. Откровение 12:7-12).

Продолжение читайте в №1 (2012) журнала «Тайны и преступления».

Похожие статьи:

Теги: , ,