Колесницы-1Колесницы в Сахаре?! Гиппопотамы?! Не мираж ли это? Кто их нарисовал? Более сорока лет наука не могла ответить на эти вопросы сколь-нибудь весомо.

 Жаркое утро, Сахара, 1933 год. Военный отряд под командой лейтенанта Бренана совершает разведывательный рейд по высохшему руслу реки Джерат на плато Тассилин-Аджер. Под тенью редких деревцев патруль устраивает привал. Кругом на скалах многоцветные рисунки: идут слоны, носороги, жирафы, тяжело ступают гиппопотамы, танцуют люди и… мчатся боевые колесницы! Написанные на скалах красной охрой и белой глиной изображения гиппопотамов обнаружены во многих районах пустыни. Фигурируют они и в батальных сценах, и в сценах охоты. Рядом с колесницами на рисунках видны люди, по облику, цвету кожи и одежде явно отличающиеся от всех изображённых типов местного населения. Они светлокожие, рослые, вооружены мечами, копьями или дротиками, с круглыми щитами в руках. Они ведут коней, запряжённых в двухколёсные колесницы, или стоят на колесницах. Кто эти люди? Когда появились в Сахаре?

Попытку ответить на все вопросы сделали совсем недавно. Но сначала предоставим слово древним авторам.

 Из досье историков

«Ещё дальше к югу от насамонов, в стране диких зверей, живут гараманты, которые сторонятся людей и избегают всякого общения. У них нет никакого оружия ни для нападения, ни для защиты». Это запись Геродота. И ещё одно его сообщение: «Далее… обитают люди по имени гараманты (весьма многочисленное племя)… Эти гараманты охотятся на пещерных эфиопов на колесницах, запряжённых четвёркой коней». Получается, у автора две разные характеристики одного и того же народа. Ещё больше запутывает проблему Тацит. Если верить ему, то гараманты – это «свирепое племя, своими набегами наводившее ужас на соседей».

 Колесницы в пустыне

Почему же не сходятся показания древних при описании этого народа в Северной Африке?

Изображения боевых колесниц встречаются во многих районах Сахары, особенно вдоль древних караванных путей, пересекавших Великую пустыню с севера на юг. В 1933–1934 годах экспедиция Итальянского географического общества во главе с известными археологами и антропологами Д. Паче и Дж. Серджи произвела раскопки в Уэде-эль-Аджаль (Ливия), центре предполагаемой страны гарамантов. На участке в 160 квадратных километров учёные обнаружили самый представительный некрополь в Северной Африке – около 4500 могил. Серджи разделил найденные костяки на четыре группы. В первой он объединил высоких людей с длинным черепом, тонким носом и высоким лбом, похожих на тех, что изображены на египетских фресках середины II тысячелетия до н. э. Это были самые древние захоронения. Во вторую группу вошли более поздние захоронения, по возрасту соответствующие римскому времени. Погребённых отличала некоторая смешанность черт. У представителей третьей группы отмечено сильное негроидное влияние, четвёртый тип – полностью негроидный.

Таким образом удалось установить, что в расовом отношении «гараманты» древних не представляли единства. Более того, как показал анализ источников, у них на основе расовой существовала и социальная дифференциация. Верхний, так называемый средиземноморско-берберский слой их общества осуществлял военно-политическое и торговое господство. Гараманты «вобрали в себя» часть завоёванных соседей, но веками сохраняли внутри этноса социальную дифференцированность. Становится понятной противоречивость сообщений античных авторов: Геродот, Тацит, Ливий, Птолемей и др. получали сведения о разных слоях гарамантского общества. Верхний отличался агрессивностью и устраивал охоту на «пещерных эфиопов», нижний – жители южных районов с тёмной кожей – был лишён всяких прав.

А колесницы? На всех сахарских фресках они изображены в так называемом летящем галопе: тело лошади как бы распласталось в воздухе, копыта не касаются земли, передние ноги выброшены вперёд, задние – назад. Такой же галоп преобладает на рисунках эгейского бассейна, микенской культуры Греции и Крита. С этого сопоставления начинается новая гипотеза о происхождении сахарских колесниц и самих гарамантов.

С древнейших времён жители стран Ближнего и Среднего Востока использовали тяжёлые повозки, запряжённые парой представителей семейства лошадиных. Именно так приходится называть этих животных, ибо зоологическая их принадлежность до сих пор не выяснена. Немецкий этнограф Шахермайер считает, что вавилоняне использовали в первых боевых колесницах лошадь Пржевальского. Революция в колесничном деле произошла в первой половине II тысячелетия до н. э., и некоторые исследователи приписывают её ариям, пришедшим предположительно из евразийских степей в бассейн Чёрного моря и гор Передней Азии с новым типом лёгких боевых повозок. Именно оттуда колесница могла, по их мнению, попасть в Микены. А из Микен? Появление этого типа вооружения в Северной Африке некоторые учёные связывают с «народами моря».

Но одного только сходства сахарских колесниц с минойскими и совпадения антропологического типа «народов моря» со светлокожим слоем общества у гарамантов недостаточно для того, чтобы с уверенностью констатировать такие связи.

 Удивительный народ

И учёные продолжили поиск. Во-первых, само ливо-берберское слово «гарамант» имеет догреческий суффикс «ант». Откуда он мог прийти в Северную Африку, если не из эгейского бассейна? Вот заключение российского учёного, специалиста по древней истории Средиземноморья и Африки, Ю. Поплинского: «Мы склоняемся к предположению, что слово «гарамант» возникло в конце II тысячелетия до н. э. в ходе формирования гарамантской общности из ливо-берберского этнического ядра и постепенно адаптировавшихся в нём эгейцев» (для 1970-х этот вывод был исключительно смелым!).

Во-вторых, несхожесть с соседями. Именно ею можно объяснить пристальный интерес античных авторов к гарамантам. У последних был своеобразный обычай захоронения. Археологические раскопки свидетельствуют, что в первые века н. э. в Гараме (оазис Джерма или Герма) работали разнообразные мастерские, были мощёные улицы, подземный водопровод (фоггары – цепь колодцев, которые соединялись штольнями). А такие водопроводы были на Крите уже в начале II тысячелетия до н. э., и их появление в Сахаре можно связать именно с эгейским миром, а не с Передней Азией.

О жизни гарамантов известно мало. В социальном отношении они находились на стадии формирования классового общества. Главный объект эксплуатации был сначала вне их этноса – негроидные племена Сахары и Судана, которые потом были включены в социальную иерархию гарамантов. Воинственность и торговые операции объясняются так называемым всадническим подтипом хозяйственно-культурного типа скотоводов-кочевников, к которому причисляют гарамантов современные исследователи. Торговля солью и скотоводство – вот, пожалуй, основные занятия этого удивительного народа. За солью они ездили на юг – к озеру Чад и реке Нигер, где и сегодня сохранились соляные копи.

Крупицы знаний, которые удалось собрать африканистам, подчёркивают явную связь культуры гарамантов с эгейским миром. В низших слоях их общества старикам разрешалось жить только до 60 лет. Достигший этого возраста должен был удавиться. Если у него не хватало мужества, то это делали соплеменники.

У гарамантов существовал обычай предоставлять право убежища любому беглецу, не спрашивая, откуда он и почему скрывается. Неудивительно, что у них задерживалось множество дезертиров из карфагенских армий, бандитов, беглых преступников. Они вливались в отряды, совершали опустошительные набеги на финикийские фактории и прочие поселения на побережье. Но главное – они доставляли гарамантам сведения о дальних землях, куда можно было наведаться за добычей. 

Алексей Комогорцев, Николай Непомнящий

Фотография — shutterstock.com ©

Продолжение читайте в февральском номере (№2, 2016) журнала «Чудеса и приключения»

Похожие статьи:

Теги: , , ,