Русь старинная, Русь православная не исчезла в прахе времён и не растворилась без остатка в грохоте мегаполисов. Её дыхание можно ощутить и поныне – мёдом и ладаном веет из древних православных храмов, сладко согревая душу. Русь можно услышать – и в стройных напевах соборных молитв, возносящихся в небеса, и в потрескивании свечек перед строгими образами, и в малиновых перезвонах колоколов.

Но если вы хотите взглянуть в глаза Руси православной, отправляйтесь в город Тутаев, до революции называвшийся Романов-Борисоглебском, и там переступите порог Воскресенского собора. Очи Спаса Всемилостивого сами найдут вас, и вы уже не сможете отвести своего взгляда…

До начала XIX века город был разделён рекой Волгой надвое: левобережный город Романов и правобережная Борисоглебская сторона. В 1822 году оба поселения были объединены в один город – Романов-Борисоглебск. После революции, в 1918 году, город трёх святых стал Тутаевым – «в память погибшего при исполнении служебного долга во время белогвардейского мятежа от руки белогвардейских банд… товарища красноармейца (Ильи) Тутаева», как указывалось в постановлении уездного исполкома.

Современный Тутаев – типичный провинциальный волжский городок: крутые обрывистые берега, буйство зелени, старинные деревянные дома с затейливыми наличниками, кое-где выглядывающая столетняя брусчатка и, конечно же, разноцветные церкви и церквушки, разбросанные то тут, то там на прибрежных возвышенностях.

И как у любого старинного городка, у Тутаева есть своё сердце – живое, бьющееся, ни разу не остановившееся на протяжении сотен лет – Воскресенский собор на Борисоглебской (правобережной) стороне.

Туда, к нему, величественному и прекрасному, ведут все дороги в Тутаеве. Уникальный памятник архитектуры ярославского каменного зодчества XVII века, Воскресенский собор с первого взгляда ошеломляет своими колоссальными размерами, а при более внимательном рассмотрении поражает многообразными деталями: весёлые гирлянды вертикальных каменных бус, изумительные наличники окон четверика с кокошниками и звёздчатыми завершениями, необычные висячие гирьки на оконных проёмах галереи, терракотовые и муравленые изразцы, древние деревянные резные скульптуры. И, конечно же, удивительные яркие, отлично сохранившиеся фрески, как снаружи, так и изнутри храма, в красках описывающих и евангельское повествование, и ветхозаветную историю, и истории о подвиге святых, и множество исторических сюжетов и персон.

Среди наиболее известных святынь Воскресенского собора – крест с распятием в иконе «Страсти Христовы», Смоленская икона Божией Матери («Одигитрия»), Силуамская икона Божией Матери, резной образ святителя Николая Чудотворца (Можайского).

Но главная и величайшая святыня Воскресенского собора, ради которой паломники преодолевают тысячи километров, – чудотворный образ Спаса Всемилостивого, самая большая в России чудотворная икона Спасителя.

Тутаевский Спас не просто большая икона, она огромная (2 м 78 см в ширину и 3 м 20 см в высоту), поскольку изначально являлась «небом» деревянного храма Бориса и Глеба, на месте которого впоследствии и был возведён Воскресенский собор. Любопытно, что вес огромной иконы Спаса никогда не пытались измерить – просто знали, что для того, чтобы её поднять, требуется 30 мужчин.

Имя иконописца, создавшего этот удивительный образ Спасителя, доподлинно не известно. Церковные предания указывают на Дмитрия (Дионисия), игумена Глушицкого, святого чудотворца, уроженца Вологодчины, жившего в начале XV века и собственноручно писавшего иконы. Так или иначе, тутаевскому образу Спаса Всемилостивого почти 600 лет!

Спас Всемилостивый – икона-путешественница. Так, в 1749 году, к великой горести жителей города, образ по указу митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича) был перевезён в Ростов Великий. Святитель увидел большую икону Спасителя во сне и решил забрать её в свой архиерейский дом.

В далёком Ростове чудотворный образ находился более сорока лет, вплоть до 1793 года. И все сорок лет борисоглебцы просили возвратить икону. Поэтому не описать радость, когда в 1793 году им позволили, наконец, вернуть свою бесценную святыню в родной собор (случилось это уже при новом ростовском святителе – Арсении Верещагине, которому Спаситель из Борисоглебской слободы, видимо, не снился).

Счастье, охватившее борисоглебцев, было столь велико, что они всю дорогу несли свою икону из Ростова на руках. И в пути случилось чудо. Не дойдя до родного города три версты, люди остановились возле небольшой речки Ковать, чтобы омыть образ от дорожной пыли и чистым, со всеми почестям внести в город. И там, где поставили икону, внезапно забил источник с кристальной родниковой водой. Данный ключ существует до сих пор, и согласно паломническим поверьям вода из него (обогащённая газом родоном) излечивает верующих от любых недугов. С той же самой поры и сам образ Спасителя сделался чудотворным, и возле него стали совершаться чудеса исцелений.

Говоря о путешествиях тутаевского Спаса, стоит добавить, что Воскресенский собор он по-прежнему покидает, но всего два раза в год – на крестный ход по городу. Крестные ходы проходят по Борисоглебской стороне в десятое воскресенье по Пасхе (престольный праздник Воскресенского собора), а по левобережной части Романовской стороны – в воскресенье перед празднованием памяти Пророка Илии, каждый раз собирая не одну сотню верующих.

Марина Сотникова
По материалам №4/2017 журнала «Чудеса и приключения»

 

Похожие статьи:

Теги: , ,