Многие слышали-читали о поисках главного божества вогулов и остяков – Великой Матери, богини Сорни-най (Золотой Женщины), но мы почти ничего не знаем о богах её свиты, рангом пониже, но тоже весьма почитаемых.

У народов Зауралья и севера Западной Сибири – в треугольнике между реками Кондой, Иртышем и Обью – ещё совсем недавно процветала богатая языческая культура. Только в ХII веке христианство пришло на Вологодские земли, а на Пермские – и того позже.

Начиная с Х века новгородцы снаряжали в рискованные походы за пушниной в «полуношные страны» ватаги отчаянных смельчаков – ушкуйников. Они промышляли в Зауралье и на берегах Оби соболя и куницу. Продирались сквозь урманы, минуя хитроумные ловушки, опасливо озираясь на мрачных деревянных истуканов, измазанных кровью и жиром, на странные избушки на высоких ногах, на надгробия в виде домиков и другие непонятные, а потому страшные для них приметы местных обычаев. Некоторые решались на смертельно опасное дело – «сорвать шайтана», то есть ограбить святилище идолопоклонников. Известно, чем это заканчивалось…

Языческие боги Югры из свиты Сорни-най пришли вместе с ней из глубокой древности. Их облик неповторим, и «функции» у каждого свои. Сохранились редкие описания некоторых загадочных «богопротивных шайтанов и их капищ» и церемоний жертвоприношений. Датируются они ХIХ веком.

Удобные идолы. Зачем менять?shutterstock_180514121

Живущий на седьмом небе верховный бог хантов и манси Нуми-Торым не вмешивался в дела людей. Он карал только за святотатство, лжеприсягу и запретный промысел. Зачем отказываться от такой удобной веры предков в угоду суровому и непонятному Христу? Идол Ортик в капище Шоркарского городка считался другом и помощником Нуми-Торыма, имел серебряное лицо и деревянную голову и стоял на возвышении в переднем углу капища. Помощником Ортика, божеством здоровья, был Мастерко. Он считался вестником воли божеств, ему, не скупясь, несли серебряные вещи и деньги.

В крае было много изображений Менквов – духов-охранников территорий и поселений. Их считали самыми древними обитателями Земли, сильными воинами и охотниками на медведей. Личины Менквов вырезали прямо на деревьях. В устье Иртыша находилось капище с идолом божества рыб – Обского старика (Ас-иге). Он отпускал рыбакам столько рыбы, кто сколько заслужил своим усердием в приношении жертв. В мае, по окончании первой путины, остяки мазали его лицо самыми жирными кусками пойманной рыбы, выпрашивая большой улов.

На берегу Оби, в капище божества птиц, обитал медный гусь. Остяки верили, что он загоняет птиц в места их охоты. В семидесяти верстах ниже Обдорска стояли особо почитаемые истуканы в мужской и женской национальной одежде остяков с нашитыми мелкими металлическими фигурками и с серебряными налобниками на головах. Проплывая мимо этого места, люди держались середины реки, чтобы веслами не коснуться священного берега, не разгневать божество, здесь боялись даже напиться воды. При больших бедствиях (повальные болезни, падёж оленей, плохой лов рыбы или зверя и т. п.) главный шаман входил в капище к одному из идолов, узнавал, чем прогневали люди божество, и объявлял потом его волю. Естественно, требовалось жертвоприношение.

Валерий Кукаренко

Продолжение в №9, 2016  журнала «Чудеса и приключения», стр.54-57

Фотография — shutterstock.com ©

 

Похожие статьи:

Теги: , ,