dscf7048

 

Бескрайний океан, идущий ко дну огромный корабль, гибнущие в челюстях акул моряки, кровь, жажда, галлюцинации… А ещё любовь и надежда, месть и посмертная слава. Все эти эпизоды и образы, вызывающие сильные эмоции и заставляющие о многом задуматься, буквально обрушиваются на зрителей нового остросюжетного кинофильма «Крейсер», который сейчас с успехом идёт в сотнях кинотеатров нашей страны. Оказывается, эта лента создана по голливудским законам… «Нового шаманизма».

Уроки истории

Хотя в российском кинопрокате эту двухчасовую ленту позиционируют как экшн-боевик, основанный на реальных событиях, картину можно без преувеличения назвать военно-морской драмой. Конечно, по законам американского кинематографа в ней есть и любовная линия, и неизменный патриотический пафос, и эффектные трюки. И, как водится, много исторических, да и логических ляпов. Впрочем, фильм ярко показывает и оборотную сторону Второй мировой войны: военная машина США той поры была также уязвима, а люди не всегда совершали исключительно героические поступки. С позиций американских военных эта лента в какой-то степени призвана оправдать атомную бомбардировку японских городов в августе 1945 года. И в то же время фильм как раз демонстрирует бессмысленность применения ядерного оружия в принципе. А ещё просмотр «Крейсера» заставляет освежить в памяти трагические события более чем семидесятилетней давности. Итак…

Трагедия в океане

Лето 1945 года. Гитлеровская Германия капитулировала. Но императорская Япония продолжает войну. И не только на суше, но и на Тихом океане. Японские солдаты и моряки отчаянно сражаются. Армия, воздушные силы и флот США несут колоссальные потери. Политический и военный истеблишмент Америки видит в сложившейся ситуации только один выход: применение недавно созданного нового вида оружия – атомной бомбы. На самом деле главная цель этой акции была в демонстрации своего превосходства, в том, чтобы бросить атомный вызов Советскому Союзу.

Доставить части бомбы «Малыш» на тихоокеанский остров Тиниан было поручено команде крупнейшего крейсера ВМС США «Индианаполис». После выполнения смертоносной миссии по доставке деталей бомбы на морскую базу корабль был торпедирован японской подводной лодкой. Это случилось 30 июля 1945 года. Всего за 12 минут огромный крейсер погрузился в пучину океана. Перед затоплением «Индианаполис» посылал сигналы бедствия, которые были приняты на трёх станциях. Но на SOS в океане ни одна из них не отреагировала. Начальник одной станции подумал, что этот сигнал – уловка японцев, командир другой был в это время просто пьян, а команда третьей станции побоялась разбудить спящего командира. Морская разведка также перехватила шифрограмму с японской подлодки о затоплении вражеского крейсера, но и на этот факт никто не обратил внимания. Главная причина такого отношения – никто не верил, что в этом районе Тихого океана может находиться флагман американского флота – его миссия ведь была совершенно секретной.

А между тем в момент торпедирования на борту корабля находилось 1196 человек и 300 из них утонули сразу, не успев выбраться из трюмов и кают. Примерно 880 человек осталось на поверхности океана на нескольких шлюпках и спасательных плотах. У них был минимальный запас воды и еды. И вскоре живые позавидовали мёртвым. За время, проведённое в воде, выжившие столкнулись с гипотермией, обезвоживанием, галлюцинациями. Но самым страшным оказалось нападение безжалостных акул. Сотни людей были буквально растерзаны зубастыми монстрами… Помощь терпящим бедствие пришла только на четвертый день, 2 августа, когда плавающих заметил патрульный самолёт. В итоге спасателям удалось поднять только триста двадцать одного моряка, из которых четверо вскоре скончались. А 6 августа на Хиросиму упала бомба, запалы к которой так успешно доставил на базу тяжёлый крейсер «Индианаполис». Ещё через три дня атомной бомбардировке был подвергнут город Нагасаки. Вторая мировая война закончилась.

Голливудский шаманизм

На российскую премьеру фильма осенью нынешнего года в Москву приехал сам Николас Кейдж, который при встрече с журналистами всем своим видом красноречиво «сигналил»: «Я актёр серьёзного жанра». С пасмурным выражением лица он поведал, что отныне практикует полное погружение в роль, которое достигает исключительно в состоянии транса. «Нужно было открыть своё воображение, чтобы понять, что происходило с моряками судна. Чтобы не играть, а встретиться в воображении с ними, понять, как они выживали. Вот это и есть мой метод, который называют «шаманизмом». Для меня это было очень личное – рассказать об одном из самых трагических событий в истории моей страны», – рассказал актёр. Эту методику звезда Голливуда и назвал «Новый шаманизм», не уточнив, впрочем, как долго он находится в трансе во время съёмок и насколько «глубоко» погружается в него ради вхождения в образ. Зато поведал о некоторых фактических деталях, оставшихся «за кадром». Например, когда ещё шесть лет назад создавался сценарий фильма, число переживших памятное кораблекрушение достигало 70 человек. На сегодняшний день их осталось всего 25. Они приходили на съёмки и давали дельные советы. С ними Кейдж подолгу беседовал и, по собственному признанию, «получал от них энергию». Кстати, все эти ветераны входят в Ассоциацию выживших моряков «Индианаполиса». И, возможно, кто-то из них, так же как и вдовы погибших, писали письма спасшемуся капитану крейсера с упрёками в том, что он не позаботился о безопасности своего корабля и команды.

В 1968 году прошедший через долгие судебные разбирательства, а затем оправданный и даже восстановленный на службе Чарльз Маквэй, дослужившийся до звания контр-адмирала, застрелился. Именно его и сыграл в блокбастере Николас Кейдж, нынешнее амплуа которого – роли реально существовавших людей, действующих в реально происходивших ситуациях. Актёр шёл к этому медленно, но верно. Достаточно вспомнить такие фильмы с его участием, как «Оружейный барон», «Умирающий свет», «Мёрзлая земля», «Сноуден»… К своей новой роли (роли Чарльза Маквэя – капитана крейсера «Индианаполис») Кейдж относится с явной симпатией: «Он был немногословным, но честным. Он любил свою команду, своих моряков. Он пропускал их вперёд, пытаясь всех спасти, рискуя жизнью. Это трагический герой, – считает актёр. – Я теперь изображаю реальных людей, и для меня это очень большой вызов. Эти люди – герои, которые заслуживают права умереть достойно. В свои 52 года я начинаю понимать, что нужно жить так, как будто проживаешь свой последний день и стараюсь воплотить такой подход и в ролях в кино».

На специальный вопрос редактора журнала «Чудеса и приключения» о самом незабываемом моменте во время съёмок фильма «Крейсер» актёр с явным оживлением ответил: «Я был в состоянии неземного блаженства, когда во время съёмок в открытом море в три часа ночи около меня вдруг появился чёрный дельфин и мы вместе с ним долго плавали под звёздным небом»…Удалось ли актёру методом «шаманизма» прочувствовать нестерпимую жажду под жаркими лучами полдневного солнца и «увидеть» плавники снующих вокруг окровавленных тел моряков акул – пусть оценят зрители…

Александр Нефедов

*Москва. Сентябрь 2016 г. Николас Кейдж: «Мой метод перевоплощения называется «Новый шаманизм». Фото Александра Нефедова

Читайте подробности в журнале «Чудеса и приключения» №12/2016 !!!

Похожие статьи:

Теги: , , , , ,