Портрет ДебюссиАрифметикой звуков называл музыку французский композитор Клод Дебюсси. Однако в его сочинениях много ощущений, невыразимых даже словами.

Малыш отмечен гением

Клод Дебюсси родился в августе 1862 года в небольшом французском городке Сен-Жермен-ан-Лейн и был четвёртым ребёнком в семье владельца магазинчика фарфоровых изделий. Заметив ранние музыкальные способности сына, отец отдал его в обучение к итальянскому педагогу Черутти.

В 1873 году 11-летний вундеркинд поступил в школу при Парижской консерватории. Вскоре он стал удивлять поиском необычных звучаний. И из-за этого три года подряд проваливался на экзаменах по гармонии.

Ещё будучи студентом, 17-летний Дебюсси сопровождал в путешествии по Европе покровительницу П.И. Чайковского Надежду фон Мекк в качестве домашнего пианиста и учителя её детей. Был приглашён и в её подмосковное имение для летних занятий. Надежда Филаретовна, души не чаявшая в юном французе, подолгу беседовала с ним о музыке. Но когда он попросил руки её 15-летней дочери Сони, от места ему было немедленно отказано:

— Дорогой Клод, — отчитала его фон Мекк, — не будем путать божий дар с яичницей. Помимо музыки, я очень люблю лошадей, но это не значит, что я готова породниться с конюхом!

В 1884 году Дебюсси закончил консерваторию. Услышав его кантату «Блудный сын», знаменитый Шарль Гуно воскликнул: «Ты, малыш, отмечен гением!» Молодой композитор получил за неё Большую Римскую премию — поездку в Италию на три года.

Дебюсси за пианино. 1983С дьявольским обаянием

Вернувшись, Клод сблизился с кружком символистов во главе с поэтом Стефаном Малларме. Настоящим открытием стало знакомство со звучащим Востоком — музыкой арабской, индийской, индонезийской, китайской. Необычные на европейский слух лады раздвигали звуковые горизонты, а влияние Мусоргского, которого он успел полюбить в России, придало творческой смелости.

Сильнейшее впечатление произвели на него живопись импрессионистов и поэзия символистов с её недосказанностью и чарующей музыкальностью. Он пишет «Послеполуденный отдых фавна» — симфоническую прелюдию по Малларме, впечатлившую даже самых сердитых критиков. Один написал: «Автор — опасный художник с дьявольским обаянием, подающий самый плохой пример». Однако именно этому сочинению довелось стать манифестом импрессионизма в музыке!

Расцвет Дебюсси — 1890-е годы. В это время он создаёт оркестровый триптих «Облака», «Празднества» и «Сирены». В 1893 году, восхищённый постановкой «Пеллеаса и Мелизанды» Мориса Метерлинка, композитор в тот же вечер решил написать по пьесе оперу. Почти десять лет он мучительно отделывал сцену за сценой. Ему хотелось создать новый тип музыкальной драмы в пику вагнеровскому.

На премьере оперу осмеяли — зал не раз взрывался хохотом. Пресса обрушилась на автора со всем присущим ей ехидством, и он... стал знаменитостью первого ряда!

Продолжение читайте в августовском номере (№8, 2012) журнала «Чудеса и приключения».
Похожие статьи:

Теги: , , ,