Кому-то нравятся женщины пухленькие, кому-то – тощие; кто-то любит за нрав голубиный, кто-то – за волю и решимость. Но особой, загадочной властью над сильным полом обладают дамы, чей взгляд не вполне сосредоточен на собеседнике. Косоглазие, оно же страбизм, – нарушение параллельности зрительных осей обоих глаз. Бывает оно сходящимся и расходящимся. Иногда «плавает» только один глаз. В нетолерантные времена косоглазым жилось несладко. Наши дремучие предки считали их людьми опасными. В Средневековье с его беспощадной жестокостью их отправляли на костёр –так же как слишком красивых и слишком уродливых, рыжеволосых, зеленоглазых, отмеченных родимыми пятнами. А Пётр I запретил косым и рыжим свидетельствовать в судах. Но никакой зависимости между косоглазием человека и его сущностью нет. Косил Нерон, но и апостол Павел косил; косоглазием отличался гениальный поэт Николай Гумилёв. Только нет никаких свидетельств, что дамы предпочтительнее относились к косившим кавалерам.

Взгляд в бездну

Зато мужчины всегда испытывали к женщинам со слабой глазной мышцей какую-то особую тягу.  Инки вообще самыми красивыми считали именно косоглазых. Девочками их забирали из семей и отдавали в монастыри, где они охраняли священный огонь и стряпали для верховного жреца.  Женщины, которые даже во время поцелуя смотрели вроде как в бездну, казались загадочными, недосягаемыми, даже связанными с потусторонними силами. Многие мужчины сознаются, что косоватый, ускользающий взор действует гипнотически. Им нравится этот «волчий» взгляд, приоткрывающий, как им хочется думать, тёмные глубины души, столь притягательные в момент любовного экстаза.

Жертвой косоглазых обольстительниц чуть не пал великий французский философ и математик XVII века Рене Декарт. Правда, тут особые обстоятельства. В детстве, лет в шесть-семь, он дружил со своей сильно косившей кузиной, общение с которой скрашивало ему жизнь после смерти матери. «Образ девушки с косящими глазами приобрёл для меня особую прелесть», – признавался Декарт. Лёгкая косина добавляет неоднозначности «Джоконде» Леонардо да Винчи. Для кого-то Мона Лиза – воплощение женственности, а для великого русского философа Алексея Лосева – «хищная физиономия с холодными глазами».  Самозванка княжна Тараканова, отменная красавица, тоже не вполне сосредотачивала взгляд на объекте.

Знаменитой красавицей с вышеуказанным дефектом глазной мышцы следует признать Натали Гончарову-Пушкину. Расходящееся косоглазие Натальи Николаевны удивительно украшало её задумчивый взгляд, от которого обмирал наш гениальный поэт. «Жену свою Пушкин иногда звал: моя косая мадонна. У неё глаза были несколько вкось», – рассказывал Вяземский. «Чистейшей прелести чистейший образец» – это из стихотворения «Мадонна». Пушкин, сравнивая Натали с неким запавшим ему в память полотном, пишет: «Одной картины я желал быть вечно зритель…» С большой степенью вероятности можно сказать, что речь идёт о «Мадонне» Перуджино – у неё как раз несколько раскосые глаза.

Смородина с изюминкой

Доказательством того, что мужчинам вполне осознанно нравятся «косые мадонны», является внешность литературных героинь: в конце концов, никто не заставляет писателей списывать их с натуры. Вот хотя бы несколько примеров.  О Катюше Масловой Толстой пишет: «Она косила в сторону уха». То есть, стараясь придать взгляду героини особую выразительность, Лев Николаевич приписывает ей не только знаменитые «чёрные, как мокрая смородина, глаза», но и вот эту косину. Нюх не подводит и современных авторов.

У Бориса Акунина в романе «Весь мир театр»: «Элиза была совсем иная… не похожая на других женщин… Фандорин затруднился бы объяснить, как именно расшифровать эту мысль… неудержимо захотелось встать и подойти ближе, чтобы смотреть на неё в упор, жадно, неотрывно. Что в ней такого особенного?.. Откуда ощущение невиданной, магнетизирующей красоты?.. Кажется, что-то с глазами, главное в них – некая странная неуловимость, вынуждающая ловить её взгляд, чтобы разгадать его тайну. Он вроде бы и обращён на тебя, но как-то по касательной, словно не видит. Либо видит во-все не то, что показывают». А ларчик просто открывался: пассия Фандорина «слегка косила».  Однако самая знаменитая из персонажей, конечно же, булгаковская Маргарита. Автор списал её с любимой жены Елены Сергеевны: у обеих огромные тёмно-зелёные глаза, чуть косящие, «ведьминские».

Немало было женщин «магнетизирующей красоты» в советское время, не перевелись они и сейчас. Из ушедшего поколения «странным взглядом» обладали актрисы Ольга Жизнева и Лидия Сухаревская. Всегда загадочно смотрела Антонина Максимова (мать в фильме «Баллада о солдате»). С неуловимым шармом взирала на зрителя с экрана Нина Маслова («Большая перемена»).

Андрей Ардер

Продолжение читайте в декабрьском номере (№12, 2012) журнала "Чудеса и приключения"

Похожие статьи:

Теги: , , ,