16 ноября 1806 г. был опубликован царский манифест о начале войны с Францией. 30 ноября последовал манифест об образовании временных ополчений, или милиции. Затем последовало Объявление Святейшего Синода. Это Объявление, согласно именному указу от 6 декабря 1806 г., духовенство обязано было читать в храмах каждый воскресный и праздничный день по окончании литургии.

Враг благословенной тишины

В Объявлении Святейший Синод прежде всего давал характеристику личности и деятельности Наполеона как «неистового врага мира и благословенной тишины». Формула «благословенная тишина» и вообще понятия «тихости», «покоя» имеют в русской культуре давнюю историю, уходящую корнями в средние века. Словосочетание «тишина и покой» всегда символизировало «благоустроенное и благоденствующее государство». Эта формула прошла через весь русский XVIII век, однако ещё в XVII она начала трансформироваться, приобретая негативное значение «оцепенения», «сна», а то и «мёртвого сна», подразумевающего необходимость пробуждения. При этом «пробуждение» должно было прийти извне, заставить сменить «покой» на энергичную «деятельность» «Крутой поворот был нужен русскому народу, и европейское просвещение было огниво, которым следовало ударить по всей начинавшей дремать нашей массе», — писал Гоголь в статье «В чём же, наконец, существо русской поэзии и в чём её особенность». Ещё раньше в «Тарасе Бульбе» писатель упомянул «огниво бед», которое «вышибло из народной груди» запорожское казачество. Но с тех пор Россия снова начала погружаться в дремоту. И вот он пришёл, неистовый враг благословенной тишины.

П.Деларош.Наполеон в Фонтенбло. 1845В Объявлении Святейшего Синода вполне последовательно и, естественно, с церковной точки зрения излагались основные этапы военно-политической биографии Наполеона, начиная с «богопротивной революции», антихристианский характер которой после учреждения Конвента стал очевиден. 6 октября 1793 г. был утверждён демонстративно антихристианский республиканский календарь. 17 брюмера II года Конвент провозгласил национальной французской религией культ Разума. Три дня спустя в соборе Парижской Богоматери, который по решению Конвента посвящался отныне Разуму и Свободе, состоялось торжество. Оперная актриса, наряженная в белое платье, голубой плащ и красную шапочку, олицетворяла свободу и, сидя на троне, принимала поклонения республиканцев. Святейший Синод не мог примириться с тем, что церкви в христианской стране обращались в храмы Разума или провиантские магазины; колокольни, возвышавшиеся над прочими зданиями и нарушавшие тем самым принцип равенства, приговаривались к разрушению. В ноябре 1794 г. были закрыты все парижские храмы. Генерал Бонапарт был верным сыном революции.

Во время египетского похода он действительно готов был принять ислам. Более того, он был уверен, что вслед за ним и вся его армия, «шутя», «переменила бы веру». «А между тем подумайте только, что бы из этого вышло, — рассуждал французский полководец. — Я захватил бы Европу с другого конца; старая европейская цивилизация была бы окружена, и кто тогда посмел бы противиться судьбам Франции и обновлению века?» Как тут не согласиться с утверждением К. Меттерниха, что «жажда всемирного владычества заложена» в природе Наполеона.

Святейший Синод, конечно же, не мог примириться и с тем, что Бонапарт в Египте проповедовал алкоран Магометов. А во Франции созвал «Иудейския синагоги, повелел явно воздавать раввинам их почести и установил новый великий сангедрин еврейский, сей самый богопротивный собор, который некогда дерзнул осудить на распятие Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа».

Объявление Святейшего Синода было поддержано Объявлением митрополита римских церквей в России Станислава Богуша, где Наполеон также определялся как «враг рода человеческого», а его цель — «на бедствиях всего света основать славу свою, стать в виде Божества на гробе Вселенной».

Жак Луи Давид. Наполеон в своем кабинете. 1845Наполеон воспринимался как антихрист не только в России. В Севилье в 1808 г. был распространён «Гражданский катехизис», где содержалась следующая характеристика «врага благополучия» императора французов:

Вопрос: Сколько он имеет естеств?
Ответ: Два: сатанинское и человеческое.
Вопрос: От чего происходит Наполеон?
Ответ: От ада и греха.

А в письме от 11 июня 1812 г. (т.е. дня вторжения наполеоновской армии в Россию) на имя военного министра Барклая-де-Толли дерптский профессор библейской экзегетики и восточных языков Вильгельм Фридрих Гецель приводил свои исчисления, согласно которым в имени Наполеона (по французскому алфавиту) содержалось звериное число из Апокалипсиса.

Подобные мнения были распространены и в действующей русской армии. В своих записках полковник И. Т. Радожицкий вспоминал об одном из нестроевых офицеров, знатоке Священного Писания, который в самом начале войны проповедовал, что Наполеон есть «антихрист, сиречь Аполлион» и предрекал занятие французами Москвы.

Продолжение читайте в №2 (2012) журнала «Тайны и преступления».
Похожие статьи:

Теги: , , ,