БерёзаНаши предки считали, что берёзовые веники в бане нечистую силу выгоняют. Но и ведьмы, согласно поверьям, летают только на берёзовых мётлах.

Берёзу всегда любили в тех местах, где она росла. И есть за что. Это дерево одевало, давало материал для домов, кормило, лечило. В благодарность люди берёзу почитали, называли ласковыми словами и поклонялись ей, как живому существу. С древности она была главным культовым деревом для большинства финно-угорских народов Севера – карел, веси, мери, югры, удоров, пермяков, коми, финнов. У скандинавов берёза символизировала богиню Нертус – великую Матерь-Землю. В Швеции до сих пор в конце апреля в честь берёзы устраиваются пышные празднества. Кельты отождествляли белоствольную с Солнцем. А для того, чтобы дух умершего человека мог успокоиться, по кельтским обычаям его хоронили в погребальных шапках из берёзовой коры.

В Азии из берёзы изготавливали центральный шест круглых азиатских шатров, и поэтому она являлась символом жизни.
Согласно древним представлениям манси и хантов, священная берёза-праматерь, принадлежавшая богине Калташ, была златолистой и росла семью серебряными стволами из одного основания. С двумя берёзами в руках снизошла с неба на землю тюркская богиня Умайя.

В представлении народов Севера берёза – шаманское дерево, соединяющее землю и небо, а зарубки, отмечаемые шаманом на её стволе, символизируют лестницу в высшие миры. Самая знаменитая из священных берёз северян росла на высоком яру в устье реки Вымь.

У её корней было главное капище, куда комизыряне, коми-пермяки и чердынские манси приходили поклониться, совершить жертвоприношения и магические обряды. В 1379 году эта берёза была срублена и сожжена православными миссионерами во главе со Степаном Храпом, обратившим народы Севера в христианство и ставшим затем епископом Стефаном Пермским. В житии Стефана Пермского рассказывается, что, придя в зырянскую землю, он возвёл на месте языческой кумирницы храм в честь Михаила Архангела, рядом с которым основал Владычный городок и поставил первый в Коми Михайло-Архангельский мужской монастырь.

Продолжение читайте в мартовском номере (№3, 2012) журнала «Чудеса и приключения».

Похожие статьи:

Теги: ,