Малый театр. Фотография 90-х годов XIXУ кого из театралов не дрогнет сердце при словах «Малый театр». Вот уже почти два века стоит в Москве это дивное по красоте и стройности здание, и для многих поколений зрителей «вечно сохраняется в стране исчезнувших часов» то заветное крыльцо, та старенькая дверь, за которой скрывается волшебный мир искусства и красоты.

Династия Малого

Он был скромным, любимый москвичами Малый театр. Не блистал он тогда ни исторически верными декорациями, ни роскошью постановок. Тряслись картонные колонны, слегка поскрипывала доска четырёхугольного люка, куда проваливался «дух отца Гамлета». Этого больше нет. Забиты те двери, куда входили кумиры московской публики: Ермолова, Федотова, Ленский, Горев, Южин, Садовские...

Исчез и особенный запах, который был за кулисами Малого театра. Пахло немного пылью, немного духами, пудрой и калёными щипцами из актёрских уборных, немного сигарами и табаком из курилки, а главное — газом; тогда ещё не было электричества, а был газ — более тёплый по тону, горевший то сильнее, то слабее. Совершенно особенный запах, которого артисты и зрители не замечали, но без которого уже жить не могли.

Малый театр имел свой, ему одному присущий, как бы семейный уклад, и уклад домашней жизни артистов был такой же крепкий и семейственный. В Малом театральные семьи служили из поколения в поколение: Ермоловы, Щепкины, Бороздины — Музиль — Рыжовы... Родственников было так много, что когда как-то поступила в театр окончившая училище актриса Кузина, то шутили, что в афишах ставят теперь просто «кузина», не упоминая даже — чья и как её фамилия.

Около ста пятидесяти лет на сцене прославленного Малого театра блистала актёрская династия Садовских. Родоначальником этой звёздной плеяды был Пров Михайлович Садовский, дебютировавший в Малом театре в 1839 году. У него родился сын Михаил, который был зачислен в труппу Малого театра в 1870 году. Михаил Провыч женился на Ольге Осиповне Лазаревой, тоже дочери актёра этого же театра.

У молодой семьи Садовских родились шестеро детей, потом появились и внуки знаменитого Прова Михайловича... И пошло ветвиться дерево славной актёрской династии.

Большая семья жила в собственном одноэтажном доме на углу Мамоновского и Трёхпрудного переулков. В Москве его так и называли — дом Садовских... Дом этот потом будет перестроен, оштукатурен, примет более импозантный вид, а по сути останется простым в обстановке, но тёплым и уютным гнездом, где находилось место для всех поколений.

Дети росли в доме, где дед, Пров Михайлович, постоянно работал над ролью, отец, Михаил Провыч, писал пьесы или разучивал новую роль, а мать, Ольга Осиповна, среди нескончаемых домашних хлопот,  всегда ходила с тетрадкой или свёрнутыми в трубку листами — новой ролью.

Великая старуха

Ольга Осиповна СадовскаяОльга Осиповна Садовская была из тех актрис, которых потом стали называть «великие старухи Малого театра». Среди них были Федотова, Рыжова, Турчанинова, Яблочкина...

Садовская начала свою артистическую деятельность на сцене Малого театра в 1881 году. Любовь и уважение к ней публики были безграничны. В Петербурге, например, свою любимую актрису, комическую старуху Стрельскую, называли любовно и фамильярно — «тётя Варя». В Москве Садовскую величали не иначе как Ольга Осиповна! Садовская, замечательная актриса, актриса милостью Божией, одаривала зрителей радостью открытия, потрясением, которое может вызвать только истинное искусство.

Садовская рано поседела, у неё тряслись голова и руки; на репетициях она, тщательно причёсанная и одетая, с тоненькой папироской, внимательно слушала и молчала, пока не приходила пора ей вступать в действие... И тогда-то и вершилось это чудо. «Бог знает, какая тайна в ней скрыта», — говорили о ней.

Станиславский, гениальный реформатор русского сценического искусства, в своей книге «Моя жизнь в искусстве» писал: «Перед её талантом все законы и системы кажутся маленькими и мелкими. Только одна Ольга Осиповна имеет право делать то, что она делает. Перед гением смолкают все законы сцены». А Фёдор Шаляпин, называвший Садовскую архигениальнейшей актрисой, рассказывал, что как-то спросил её: «И как это вы, Ольга Осиповна, можете так играть?» «А я и не играю, милый мой Фёдор, — сказала она, — я выхожу на сцену и говорю... я и дома так разговариваю. Какая я там, батюшка, актриса... Я со всеми так разговариваю».

Продолжение читайте в №1 (2012) журнала «Тайны и преступления».
Похожие статьи:

Теги: , , ,