В нашей стране издавна принципиально отличали тех, кто своими предсказаниями, гаданиями, колдовством зарабатывал себе на жизнь и роскошь, от тех, кого называли блаженными «Христа ради».

Блаженные вещали бескорыстно. Они часто не имели даже куска хлеба или тёплой одежды с обувью. Народ их любил, к ним прислушивался, считал, что эти блаженные — Божьи люди.

Иван Яковлевич КорейшаПоследним «Христа ради» юродивым считался Корейша. И хотя к нему приезжали разные господа, вельможи, шли бесчисленно простые обыватели, канонизирован он не был, и в лике святых Русская православная церковь его не прославляет. Увековечен он в сочинениях наших классиков — Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. Н. Островского, Н. С. Лескова, да к могилке его на Черкизовском кладбище до сих пор идут люди.

Иван Яковлевич Корейша так и остался в истории человеком во многих отношениях до конца неразгаданным.

Причины и следствия

Он родился 8 сентября 1783 года в семье священника села Инькова Поречского уезда Смоленской губернии. Первоначальное образование получил в уездном училище, а в 1796 году поступил в Смоленскую духовную семинарию, где был первым учеником. Свободное время Иван любил проводить в уединении и занимался чтением священных книг.

Окончив в 1803 году курс обучения, Корейша поступил в Московскую духовную академию, пробыл в ней около трёх лет и получил место учителя в Поречском уездном училище.

Весной 1806 года, то есть 23 лет отроду, он удалился из города. Той же осенью посетил Соловецкую обитель, а в следующем году — киевскую Лавру. Отсюда в 1808 году Корейша отправился паломником в пустынь Нила Преподобного Осташевского уезда Тверской губернии. По прибытии в обитель он серьёзно заболел, но исцелился у мощей преподобного Нила. После этого чуда поречский учитель решил посвятить себя богоугодным делам.

Иван Корейша вернулся на родину. Здесь простился с родными и знакомыми и стал жить в построенной ему крестьянами лесной избе. Одеждой летом и зимой ему служила лишь холщовая длинная рубаха, а обуви он вовсе не носил. Окрестные поселяне хорошо к нему относились и прозывали попросту «Ваней, Божьим человеком».

Божий человек посещал больных и был «чтецом по умершим». За труды он не брал никакой платы. После разорительного, тяжёлого 1812 года Иван полностью перебрался на жительство в Смоленск. Летом его видели на церковных папертях, где он дневал и ночевал прямо на голом полу. В сильные морозы его выручала семинарская кухня, там можно было согреться. Смоленские обыватели ему благоволили. Однако через некоторое время Корейша вынужден был расстаться с полюбившим его городом. Причиной переезда Ивана Яковлевича послужила некая встреча в смоленском городском саду с одним сановником.

Сановнику была поручена раздача денежных пособий беднейшим жителям, пострадавшим от разорения после нашествия неприятеля. Вельможа часть этих денег присвоил, за что Иван Яковлевич счёл своим долгом поругать его при встрече. Конечно, укоры не понравились мздоимцу, и он велел схватить Ивана Яковлевича и посадить в тюрьму.

В заключении Ивана Яковлевича подвергли медицинскому освидетельствованию при Смоленском губернском правлении и признали сумасшедшим и даже вредным для общества. Корейшу заключили в больницу и предписали строгий за ним надзор.

Поначалу к Ивану Яковлевичу никого не допускали. Однако посетители украдкой проникали, подкупив стражу. Тогда губернатор дал указание разрешить свободный доступ к больному. Вскоре обнаружилось, что число ищущих встречи с этим пациентом растёт с каждым днём. Его и выпустили.

Разбойники, воры!

И стал он проживать в лесной хижине.

Молва о новом блаженном и прорицателе быстро распространилась за границы Смоленской губернии. А когда уже и из Санкт-Петербурга сюда потянулись жаждавшие встречи с ним, смоленский губернатор попросил московского военного генерал-губернатора князя Д. В. Голицына перевести Корейшу к себе.

Московская Преображенская психиатрическая больница. 1910Мотивом к определению Ивана Яковлевича в московскую Преображенскую больницу послужило следующее обстоятельство.

Тогда в Смоленске жила одна богатая и знатная барыня. Её дочь была сговорена на брак с военным, отличившимся на войне 1812 года. Когда свадьба была назначена, невеста с матерью решили съездить к Ивану Яковлевичу за советом.

У известного прорицателя женщины спросили, будет ли счастлива в браке раба Божия. Вдруг Иван Яковлевич вскочил с места, застучал кулаками по столу и кричал при этом: «Разбойники, воры! Бей, бей!»

Дома дочь объявила матери, что замуж за разбойника и вора она не пойдёт. Конечно же, о причине отказа невесты и о том, какие дурные слова сказал о нём Корейша, жених узнал от людей. Влюблённый поспешил к убогому и избил его, переломал ноги.

Продолжение читайте в №1 (2012) журнала «Тайны и преступления».
Похожие статьи:

Теги: , , ,