1917_feb_0

 

В начале ХХ века особое место в изобразительном искусстве занял плакат. Этому способствовали Первая мировая война и революционное движение. Плакаты играли огромную роль  в агитации и пропаганде, влияя на умы  непросвещённого и малограмотного  населения. Ещё Фридрих Энгельс писал: «Плакаты являются основным средством воздействия на пролетариат».

Отражая историю страны, плакаты революционных событий 1917 года, одновременно стали  ярчайшими артефактами, хранящимися в музеях и продающимися за баснословные суммы. Особую ценность представляют реликвии Февральской революции. Их создавали многие известные в то время художники и графики, выражая своё отношение к происходящим событиям.

Февральская революция 1917 года свергла в России самодержавную форму правления. Она была призвана решить такие задачи, как ликвидация монархии, помещичьего землевладения и установление демократических свобод. Всё это находило отражение в  плакатном искусстве.

Воистину мистическая сила пропагандистского воздействия революционных плакатов  была  важна для захвата и удержания власти. Благодаря  такой наглядной агитации тогдашние политические партии старались упрочить свои позиции в массах, расширить круг приверженцев. Идеи, отражённые в рисунках и  кратких текстах с использованием остроумных сравнений, аллегорий, ярких метафор, привлекали народ надеждами на торжество идеала в том числе и социалистической справедливости.  

Как писал русский художник, мастер графики, один из основоположников советского политического плаката, заслуженный деятель искусств РСФСР Дмитрий Моор (Орлов), «плакат – это разящий удар, направленный на голову классового врага, это возбудитель активности масс, и ему должно быть оказано надлежащее внимание».  

Февральская революция 1917 года нашла отражение и в живописных работах. Многие художники в то время с восторгом приняли преобразования в стране.  Например, Василий Поленов писал: «Да, я несказанно счастлив, что дожил до этих дней», а Александр Бенуа назвал революцию «фантастическим моментом».

Предположить, какие на самом деле последствия ждут Россию в результате революционных событий 1917 года, тогда никто не мог …

Марина Александрина, искусствовед, член ТСХР
Подробнее: №1/2017 журнал «тайны и преступления», стр. 39 — 40

 

Теги: , ,