Российская провинция богата несметным сонмищем притягательных тайн. С легендами о бесплотных духах можно столкнуться не только в замках Северного Уэльса, но и на юге России – в хитросплетении тихих улиц исторических городов Северного Кавказа.

 Знаки на усадьбе

Если вам придётся бродить по главному проспекту города Владикавказа, вы, должно быть, сразу заметите необычный особняк, в котором располагается Художественный музей. На фоне и без того богатой и яркой владикавказской архитектуры он всё равно выделяется своим невероятным декором – обилием оккультной символики, которая покрывает его фасад.

Дом с привидениями во Владикавказе

 

Архитектор Рябикин начал строить этот дом в 1903 году по заказу нефтепромышленника Богдана Оганова. Состоятельный купец не жалел денег на постройку, мечтал сделать всё по высшему разряду. Ведь усадьба предназначалась для его сына, который учился в Париже и вот-вот должен был вернуться домой с молодой женой-француженкой.

Поговаривают, что за границей Оганов-младший увлекся оккультизмом, стал членом неких эзотерических кружков и даже проникся масонскими идеями. Всё это якобы и подвигло его внести в проект множество мистических деталей, которые, по его просьбе, выполнил местный зодчий, следуя экстравагантному вкусу будущего владельца особняка.

Так над 13 оконными проёмами, оформленными, как и весь дом, в чрезвычайно модном тогда стиле модерн, появилось солнце и двенадцать знаков зодиака – начиная с Водолея и заканчивая Козерогом. Немного выше воспарили крылатые песочные часы – символ Сатурна, неумолимого Времени. Полуколонны фасада венчает четвёрка грозных сфинксов – хранителей сокровенных тайн.

Во внутренних помещениях глаза разбегаются от разнообразия языческих символов. Плафон на потолке парадной залы украшен изображениями античных богов. Лепнина на стенах пестрит сфинксами и устрашающими масками козломордого Пана. От этих причудливых украшений просто оторопь берёт. Трудно себе представить, как хозяева собирались жить в доме, где на них пялились со стен ушастые гоблины и другие скульптурные образины. Да, и крылатые часы на фронтоне по своему смыслу больше подходили для памятника на кладбище, чем для входа в жилые покои…

Эти более чем странные «архитектурные излишества» как будто предрекли дальнейшую судьбу дома. Несмотря на то что строился он почти семь лет, хозяева его так и не обжили. Приехавший из Франции Оганов-младший не выдержал там и месяца, после чего при загадочных обстоятельствах бросил усадьбу и вернулся в Париж. Долгое время дом пустовал, и только первый его этаж, как и планировалось, сдавался под магазины. После революции в здании помещались разные учреждения, пока оно не отошло Художественному музею, и тут развесили полотна Брюллова, Крамского, Репина и других живописцев.

Сотрудники музея сразу поняли, что в доме нечисто. Они слышали по ночам гулкие шаги в пустых залах и стуки в запертые двери. Сторожа видели призрачные очертания молодой женщины, которая бродит по коридорам. Музейщики прозвали ее «хранительницей особняка». Связана ли она с семьей Огановых? Или, может быть, она появилась здесь вследствие спиритических опытов младшего из них, нахватавшегося в Париже вершков оккультных знаний и не сумевшего совладать с силами, которые он неосмотрительно пробудил? Об этом история умалчивает. Однако и по сей день этот дом остаётся одним из самых таинственных мест солнечного Владикавказа.

Роман Нутрихин

На фото:  Дом с привидениями во Владикавказе

Продолжение читайте в августовском номере (№8, 2016) журнала «Чудеса и приключения», стр.71-75

Похожие статьи:

Теги: