С древних времён и до начала ХV века отсчёт вели с 1 марта. Митрополит Киприан убедил великого князя Василия I Дмитриевича (годы правления 1389–1425) начать новое летоисчисление со дня святого Симеона Летопроводца (1 сентября) – в благодарность Богу за милость в минувшее лето и с надеждой на то, что он благословит «венец лета своею благостью».  Праздновали до 8 сентября – дня Рождества Богородицы. К первому дню нового года приурочивались важнейшие государственные акты: Борис Годунов венчался на царство, а Алексей Михайлович в 1674 году объявил царевича Фёдора наследником.

Как правило, день выдавался солнечным. В столице он начинался со звона колоколов. Горожане спешили на Боровицкий холм – царский дворец окружала толпа. На Красном крыльце теснились вельможи. Соборную площадь от Благовещенского собора устилали коврами и алым сукном. Утренняя служба в Успенском соборе заканчивалась; на колокольне Ивана Великого звонили благовест в Большой колокол. При выходе патриарха все снимали шапки. На площадь выносили образ Симеона Летопроводца, церковную утварь, позолоченную чашу со святой водой. По обе стороны расставлялись Царское место, шатёрное место в бархате, Патриаршее место.

Вновь звонили колокола. Седовласый первосвятитель начинал «действо нового лета»: при согласном пении более четырёхсот человек духовенства несли святые иконы, хоругви, кресты, фонари. Народ коленопреклонённо молился. Из Благовещенского собора выходили царь, чиновники и воеводы. В глубокой тишине святитель благословлял царя и просил Бога о его здравии. Громогласный архидьякон объявлял о начале священного обряда. Отчётливо слышалось каждое слово Евангелия из уст патриарха.  Заслышав слова о новом годе, народ снова молился. Патриарх умывал руки над золотой чашей и погружал в воду животворящий крест. Певчие пели: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое!» Патриарх благословлял царя и народ; вослед государь низко кланялся москвичам: «Люди православные, Богом мне данные! Здравы будьте в новое лето!» Тысячи голосов отвечали: «Здравствуй, здоров будь, царь-государь!» Раздавалась милостыня; принимались челобитные.

Под звон колоколов царь направлялся в Благовещенский собор, патриарх – в Успенский.  Народ ликовал. Одни прикладывались к иконе, другие обнимались, поздравляя друг друга: «С Новым годом, с новым счастьем!» Затем москвичи спешили к обедне в свои храмы. После службы каждый шёл с поздравлениями к «старшему в роде», собиравшему на обед много родных. Проходило четыре месяца – и Рождество Христово отмечалось зимой с не меньшей пышностью.

Немного математики

Здесь надо вспомнить, что тогда летоисчисление на Руси шло от сотворения мира. К 1700 году русский календарь имел уже 72 века от этого события (шёл 7208 год). Год от С.М. (сотворения мира) переводится в год от Р.Х. (Рождества Христова) вычетом числа 5508 (или 5507 – в зависимости от даты). Разницу из огромного количества лет составляет время, протекшее по греческому счислению от С.М. до Р.Х.

В начале ХХ века христиане испытывали неудобства в летоисчислении: даты в григорианском и юлианском календарях расходились. Юлианский, используемый в России (кроме русских тогда Финляндии и католического Привислянского края), был утверждён на Никейском соборе 325 года. По нему через каждые три года, состоявшие из 365 дней, наступал високосный год в 366 дней, для чего в феврале прибавлялся один календарный день. Юлианский календарь постоянно опаздывал. Он и сейчас отстаёт от нового григорианского стиля. В ХХ веке разница составила уже 13 дней (в XXII веке будет 14).

Вперёд, в Европу

Начало нынешнего летоисчисления установлено в России лишь в 1700 году. Пётр Первый, по примеру многих христианских народов, своими указами от 19 и 20 декабря 1699 европейского года повелел вести его не от сотворения мира, а от Рождества Христова. А Новогодье считать не с 1 сентября, а с приближавшегося 1 января (отмечу:

обе даты – по юлианскому календарю). И приказал «в знак того доброго начинания… перед вороты учинить некоторые украшения от дерев и ветвей, сосновых, еловых и мозжевеловых… А стоять тому украшению по 7-й день того-ж 1700 года». И велел учинить в первый день на Красной площади огненные потехи и стрельбу; а людям состоятельным – на своём дворе стрелять из небольших пушечек. «Января с 1-го числа по 7-е число, по ночам огни зажигать из дров и хвороста или соломы…»

Продолжение читайте в декабрьском номере (№12, 2012) журнала "Чудеса и приключения"

 

Похожие статьи:

Теги: ,